Заточка цепи на бензопилу



Заточка цепи бензопилы своими руками

Зуб цепи строгает древесину подобно рубанку, а толщина стружки регулируется высотой ограничителя.

Интенсивная работа пилы приводит к быстрому затуплению цепи. В течение одного дня может потребоваться несколько заточек. Усугубляет проблему и то, что зуб быстро тупится при встрече с грунтом. Достаточно один-два раза зацепить шиной почву, и работу можно прекращать — стружка становится мелкой, и пила перестает углубляться в дерево.

Чем раньше затупившиеся зубья затачиваются, тем меньше материала нужно снимать при заточке, как следствие — срок службы пильной цепи более длительный. Определить момент, когда уже требуется заточка, достаточно просто. Важным признаком является усилие подачи. Правильно заточенная цепь втягивается в рез уже при небольшом нажатии. Если наоборот, бензопила принуждается к пилению увеличенным усилием подачи, то зубья затупились. Затупившуюся цепь можно также распознать, если вместо крупной толстой стружки из реза вылетает только мелкая стружка.

В этой ситуации бензопила должна срочно затачиваться. Не пилите затупленной или дефектной пильной цепью — следствием является сильное напряжение в теле, большая циклическая нагрузка, плохие результаты резания. Кроме того, это означает уменьшение производительности, большой расход топлива и повышенный износ всех узлов бензопилы.

Параметры зубьев цепи

Для достижения оптимальных режущих свойств, лезвиям зуба придаются определенные углы. Спадающая под углом назад спинка зуба формирует задний угол верхнего лезвия. Этот угол нужен для врезания верхнего лезвия в древесину.

Сужающаяся назад лопатка зуба формирует задний угол торцевого лезвия. Этот угол нужен для бокового обрезания стружки.

Кромка торцевого лезвия формирует с поверхностью скольжения режущего звена передний угол. Передние углы у разных типов цепей варьируются от 60 до 85°.

Задний угол верхнего лезвия характеризует наклон верхнего лезвия назад.

Этот угол измеряется относительно плоскости скольжения режущего звена и, в зависимости от типа пильной цепи, имеет значение от 50° до 60°. Верхнее лезвие является главным лезвием, а задний угол верхнего лезвия — это наиболее важный угол. Задний угол верхнего лезвия с трудом поддается измерению, его правильное значение формируется при соблюдении других предписанных величин.

Угол заточки или угол в плане получается измерением от верхней режущей кромки под прямым углом к направляющей шине.

Угол заточки можно изменять, в зависимости от случая применения. Основное правило: чем больше угол заточки, тем выше производительность резания при распиле непромерзлой мягкой древесины. Уменьшение угла заточки при распиле промерзлой и/или твердой древесины способствует более плавному ходу пилы и уменьшению вибрации. Однако, следует избегать угол заточки более 35° и менее 25° (исключением являются цепи для продольного распила, у которых этот угол равен 10°).

Передний угол, угол заточки и угол верхнего лезвия изменяются при заточке. Эти углы оказывают решающее влияние на режущую способность цепи. Обязательно соблюдайте предписанные значения.

На каждом режущем звене перед лопаткой зуба расположен ограничитель глубины. Разность по высоте между верхней кромкой ограничителя глубины и передней кромкой спинки зуба определяется как расстояние ограничителя глубины.

От расстояния ограничителя глубины зависит глубина врезания верхнего лезвия в древесину (толщина стружки) и, тем самым, производительность. Расстояние ограничителя глубины устанавливается в зависимости от шага цепи и вида исполнения. В норме оно должно составлять 0.5-0.8 мм, чаще 0.6 мм. Высокие значения будут приводить к повышенной склонности бензопилы к отдаче, слишком большому захвату и вибрации цепи. Низкие значения приводят к падению производительности. Так как расстояние ограничителя глубины с каждой заточкой пилы уменьшается из-за уменьшения верхней грани зуба, ограничитель глубины также нуждается в периодическом подпиливании — через 5-10 заточек цепи.

Общие правила заточки цепи бензопилы


Приспособления для заточки цепей

На державке с круглым напильником имеются линии, позволяющие правильно позиционировать ее относительно цепи. Державка устанавливается на затачиваемый зуб в соответствии с линиями ориентации. При этом сама пластина опирается на верхнюю кромку зуба и ограничитель глубины, а напильник располагается под режущей кромкой.

Использование державки гарантирует прилегание напильника к зубу на правильной высоте. Для разных шагов пильной цепи существуют различные державки. Правильный выбор державки в сочетании с правильным диаметром напильника гарантирует, что напильник выступает над спинкой зуба на 1/5 своего диаметра. Используйте только специальные напильники для заточки пильных цепей.

Перед тем как затачивать цепь бензопилы, желательно закрепить шину. При заточке необходимо, сохраняя положение державки и прижимая напильник к затачиваемой кромке, сделать несколько (2-3) движений точения от себя. Не нужно стараться нажимать на напильник слишком сильно, движения должны быть плавными и размеренными. Напильник регулярно поворачивайте, чтобы избежать одностороннего износа. Таким же образом затачиваются все остальные зубья. Удобнее сначала заточить зубья одного направления, после чего сменить положение и проделать то же самое с зубьями другого направления.

При заточке всех зубьев делайте одинаковое число движений напильником при одинаковом давлении. Благодаря этому получится одинаковая длина зубьев. Все режущие зубья должны иметь одинаковую длину. Разная длина зубьев является причиной неравномерного хода цепи и образования в ней трещин. Если длина зубьев неодинаковая, все режущие зубья должны опиливаться на длину самого короткого зуба.

После нескольких заточек режущих зубьев стачивается ограничитель глубины. Для этого на него накладывается шаблон таким образом, чтобы ограничитель попадал в прорезь, и плоским напильником стачивается выступающий из прорези кончик.

Такие наборы, с разной комплектацией, продаются во многих магазинах торгующих инструментом, например здесь продаются различные наборы и отдельные напильники (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Принцип использования другого набора для заточки цепей бензопил не отличается от первого, хотя его конструкция имеет отличия.

Для заточки режущего зуба также используется круглый напильник, а для заточки ограничителя глубины — плоский. Специальный шаблон обеспечивает параметры заточки, как режущих зубьев, так и ограничителей. В первом случае он накладывается на цепь таким образом, чтобы она попадала в его прорези. Напильник, наложенный на шаблон и подведенный под режущую кромку, опирается на направляющие ролики. Направление движения напильника должно быть параллельно боковым граням шаблона.

При стачивании ограничителя, шаблон накладывается так, чтобы ограничитель попадал в прорезь, возле которой написано SOFT (для мягкой древесины) или HARD (для твердой). Как и в случае первого приспособления, стачивание производится плавными ровными движениями плоского напильника от себя.

Станки для заточки цепей бензопил

Фирма Stihl выпускает две модификации ручных станков — стационарную FG 2 и мобильную FG 1, устанавливаемую прямо на шину. Есть аналоги менее известных фирм, соизмеримые по цене с более простыми приспособлениями описанными выше, например это .

Рабочая часть этих приспособлений конструктивно напоминает лучковую пилу, в которую вместо полотна пилы вставлен круглый длинный напильник. FG 1 и FG 2 не только затачивают цепи, но и правят их, подгоняя длину верхней кромке всех зубьев под один размер, — по самому меньшему зубу, который принимается за контрольный. Довольно сложный механизм настройки позволяет выставить все необходимые параметры. Заточка производится 2-3-мя движениями, после чего приступают к следующему зубу, сохраняя для него все настройки, которые были сделаны для контрольного зуба. Этим обеспечиваются одинаковые параметры заточки для всех зубьев. При стачивании ограничителя, круглый напильник меняется на плоский.

Прост и удобен в использовании электрический заточной станок для цепей бензопил. Он обладает системой настройки, позволяющей установить цепь под нужным углом и подвести диск точно к затачиваемой кромке. Есть станки, осуществляющие автоматический зажим тисков при опускании диска на цепь.

Устройство бензопилы

Кроме перечисленных узлов на бензопилах имеется система очистки подаваемого в карбюратор воздуха, шина с пильной цепью, стартер, механизм натяжения цепи, зажигание, глушитель и др.

Двигатель

Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Муфта сцепления

При малых оборотах элементы с фрикционными накладками (1), имеющие степень свободы в радиальном направлении, притягиваются к центру вала пружинами (2) и не передают вращение на барабан (3), соединенный со звездочкой движущей цепь. Когда обороты двигателя бензопилы достигают значений, при которых центробежная сила превышает усилие пружин, фрикционные сегменты прижимаются к внутренней поверхности барабана и начинают его вращать. В результате начинает вращаться ведущая звездочка, приводящая в движение пильную цепь.

Как видно на фото, звездочка находится за сцеплением.

У других бензопил, звездочка может находиться с внешней стороны сцепления.

Главным достоинством муфт подобного типа является то, что при заклинивании цепи сцепление бензопилы проскальзывает, не глуша двигатель и не вызывая поломки механизмов, передающих движение от двигателя к цепи.

Система зажигания

Электронное зажигание бензопилы включает в себя маховик (1) со встроенными магнитами, модуль зажигания (2) с электронной схемой, свечу (3) и провод высокого напряжения (4). Вращающийся маховик с магнитами индуцирует в модуле э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

Карбюратор

Ниже изображена схема другого карбюратора бензопилы.

Карбюраторы имеют дроссельную заслонку, позволяющую обеднять или обогащать смесь в зависимости от условий работы. Для тонкой настройки имеется несколько винтов, с помощью которых производится регулировка низких и высоких оборотов двигателя, а также холостого хода. Сверху карбюратора устанавливается воздушный фильтр, очищающий поступающий в него воздух.

Топливная система

Чтобы по мере израсходования топливной смеси, топливный бак заполнялся воздухом и в нем не создавалось отрицательное давление, которое не даст топливу поступать из него в карбюратор, и при этом, чтобы из отверстия для воздуха не вытекало топливо, в крышке, закрывающей заливное отверстие, сделан сапун. И кстати, если сапун забьется грязью, то бензопила заглохнет.

Из бака топливо качается через свободно болтающийся в баке шланг. Благодаря этому, независимо от положения бензопилы, шланг всегда погружен в топливо. На входном конце шланга крепится топливный фильтр. Качается топливо насосом внутри карбюратора.

Для облегчения запуска, часть бензопил оборудовано ручным насосом предварительной подкачки — праймером. При запуске бензопилы с праймером, карбюратор заполняется топливом заранее (излишек топлива стекает обратно в бак). Благодаря этому двигатель запускается быстрее, т.к. уже пройдена стадия заполнения карбюратора топливом, которая без праймера выполняется насосом карбюратора за счет стартера.

Система очистки воздуха

Предварительные фильтры могут иметь различную конструкцию и состоять из нескольких элементов, в частности, из сетчатого (2) и снежного (1) фильтра (см. фото ниже).

Последний препятствует попаданию снега в систему воздухоочистки и используется лишь в зимнее время, при плюсовой температуре его снимают.

В некоторых моделях бензопил на стадии предварительной очистки используют очистку воздуха с помощью центробежных сил. Воздушный поток закручивается крыльчаткой маховика, в результате чего примеси отбрасываются в сторону от всасывающего патрубка, идущего к фильтру тонкой очистки.

Фильтры тонкой очистки изготавливают из диффузионного поролона, нейлоновой сетки и других материалов.

При работе бензопилы, воздух в зоне ее действия бывает сильно загрязненным опилками и древесной пылью. Чрезмерное загрязнение фильтра снижает объем воздуха, поступающего в карбюратор, что приводит к обогащению смеси и падению мощности бензопилы. Поэтому необходима регулярная очистка фильтра. Она должна проводиться не только тогда, когда осуществляется разборка бензопилы с целью ее ремонта, а гораздо чаще, после всякой продолжительной и грязной работы. Чистка производится методом, зависящим от вида материала фильтра — чаще всего продуванием и промывкой.

Стартер

Механизм стартера состоит из барабана (1) с тросиком (2) и ручкой (3), и из каркаса (4) с возвратной пружиной. При резком вытягивании ручки вверх, храповик барабана входит в зацепление с зубьями, имеющимися на валу двигателя, и проворачивает коленчатый вал. При отпускании ручки, возвратная пружина возвращает её в исходное положение.

Чтобы провернуть коленчатый вал со скоростью, при которой запускается двигатель, требуется определенное усилие. Запустить бензопилу с одного рывка часто не удается, приходится дергать несколько раз. Для облегчения запуска используют различные способы — обогащение топливной смеси с помощью заслонки карбюратора, или снижение давления в цилиндре с помощью декомпрессионного клапана (для облегчения прокручивания коленвала). Клапан делают автоматически закрывающимся при повышении давления в цилиндре, происходящем при воспламенении смеси. Иногда в механизме стартера используют дополнительную пружину, которая при вытягивании тросика сначала сжимается, а затем резко разжимается, раскручивая мотор.

Основными и наиболее сложными звеньями цепи являются режущие звенья, которые подразделяются на правосторонние и левосторонние. Верхняя грань зуба — самая широкая из всех элементов. Она обеспечивает широкий пропил, исключающий застревание остальных звеньев.

Форма режущих зубьев может значительно различаться у цепей разных производителей. Выделяют две основные формы — чипперную (а) и чизельную (б). Однако существуют и различные промежуточные контуры резцов.

Режущие кромки зуба — боковая и верхняя — затачиваются под определенным углом. Для цепей продольного пиления он составляет 10°, для поперечного — 30°. Цепи продольного пиления применяются довольно редко. В случае необходимости продольную распиловку можно осуществить и цепью поперечного пиления. Подробнее про углы заточки цепей бензопил читайте в статье Заточка цепи бензопилы.

Основной характеристикой цепи является ее шаг. Для установления шага цепи, измеряется расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок (см. рисунок ниже), и этот размер делится пополам. Полученный результат — шаг цепи в мм. Однако, в большинстве случаев, шаг цепи задается в дюймах. Расстояние между серединами первой и третьей соединительных заклепок измеряется потому, что расстояния между отверстиями ведущих звеньев и режущих звеньев или соединительных звеньев могут различаться по величине. Наиболее распространены цепи с шагом 0.325 и 3/8 дюйма (8.255 и 9.525 мм соответственно). Цепи с шагом 0.325 используют с двигателями невысокой мощности (объемом до 40-50 см 3 ), в то время как мощные бензопилы обычно комплектуются цепями 0.404 дюйма (у таких цепей более высокая производительность). Распил получается более чистым и аккуратным, если при пилении использовать цепь с меньшей толщиной звена и меньшим шагом.

К важным характеристикам относится толщина хвостовика. Имеется пять стандартных толщин: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 и 2 мм. Самыми распространенными являются цепи с толщиной хвостовика 1.3 мм (0.05″). Они широко применяются как на бытовых, так и профессиональных бензопилах. Толщина ведущих звеньев должна быть согласована с шириной паза направляющей шины, с тем чтобы пильная цепь точно подходила направляющей шине.

Производители цепей применяют различные технологии для их изготовления и используют разные материалы. Определяющей характеристикой последних является не твердость (слишком твердые зубья плохо поддаются ручной заточке), а вязкость и ударопрочность. Именно они определяют долговечность цепи. Поэтому при изготовлении режущих зубьев используются износостойкие легированные стали. Нередко резцы подвергают хромированию для повышения поверхностной твердости. Некоторые фирмы используют дробеструйную обработку для увеличения вязкости зубьев.

Для ведения цепи шина имеет по своей периферии направляющую канавку, в которой перемещаются ведущие звенья цепи. Паз канавки служит одновременно каналом, подающим масло для смазки цепи. К основным параметрам шины относятся:

  • Размеры соединительных отверстий (а), зависящие от типа бензопилы.
  • Ширина паза (б), которая должна соответствовать толщине хвостовиков используемой цепи. Ширина паза шины лишь на несколько сотых миллиметра больше, чем толщина ведущих звеньев соответствующих пильных цепей. Благодаря этому достигается точное боковое ведение пильной цепи.
  • Шаг концевой звездочки (в), также определяющий совместимость используемых цепей с шиной.
  • Длина реза (г), определяющая размеры обрабатываемого материала — диаметр ствола дерева и пр.

Тормоз цепи

Включение тормоза цепи может быть контактным и инерционным. Первое происходит при нажатии тормозного упора (1) на руку рабочего, которое самопроизвольно происходит при отбросе пилы. Возникающее при этом смещение упора приводит к затягиванию тормозной ленты (2) на барабане муфты сцепления и его остановке, в результате чего останавливается и пильная цепь.

Инерционное включение тормоза основано на возникающих при резком ударе в шину инерционных силах, воздействующих на элементы тормоза, что приводит к тому же результату, что и в первом случае — затягиванию тормозной ленты и остановке цепи. Инерционное включение тормоза происходит быстрее, чем контактное. Однако второе более надежно. Всякая подготовка к работе, а также сборка бензопилы после ее ремонта или обслуживания должны заканчиваться проверкой работы тормоза цепи. Если он не срабатывает, пилу следует считать неисправной.

Механизм натяжения цепи

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Система смазки цепи

Масляные насосы имеют различную конструкцию (поршневого или мембранного типа) и изготавливаются из разных материалов (металла или пластмассы). Они приводятся в действие с помощью зубчатой передачи, получающей свое движение от ведущей звездочки. Когда двигатель работает на холостом ходу (ведущая звездочка и цепь не вращаются), подача масла не происходит. Производительность насоса зависит от числа оборотов ведущей звездочки, чем они выше, тем больше масла поступает на пильную цепь. Некоторые масляные насосы оснащены ручным механизмом регулировки производительности — с помощью регулировочного винта (1).

Видео демонстрирующее устройство бензопилы:

Триммеры и бензопилы

Насадка Болгарка используется с бензопилами серийного производства и предназначена для резки металла, камня, кирпича, бетона, зачистки сварочных швов и т.д., превращая стандартную бензопилу, фактически, в бензорез. С данной насадкой используются алмазные или армированные отрезные круги, а также циркулярная пила для продольной обрезки досок или шлифовальный круг. Крутящий момент от двигателя бензопилы на отрезной круг Болгарки передаётся с помощью клиноременного привода с передаточным отношением – 1:1. Ведущий шкив насадки вращается на 2-х радиальных шарикоподшипниках. Отрезной круг крепится к фланцу ведомого шкива с помощью планшайбы и гайки с левой резьбой. Вес насадки – 2 кг. Страна-производитель – Россия.

Для установки насадки на бензопилу, надо слить масло из масляного бака пилы, снять шину и барабан сцепления, установить барабан насадки (под ремень) и установить саму насадку, как показано на видео.

Насадка Болгарка проверена для использоваться со следующими бензопилами: STIHL MS 180 14, STIHL MS 181 14, STIHL MS 210 16, STIHL MS 211 14, STIHL MS 230 14 и 16, STIHL MS 250 14, STIHL MS 361; ECHO CS 3050 14, ECHO CS 35 14, Husqvarna 137 14″, Husqvarna 142, Partner 350, Partner 351 14″, Partner 352 16″, бензопила «Калибр», Forza, Carver от 45 до 52.

Комплектация насадки Болгарка для бензопилы:

  • шина (кронштейн со шкивом ведомым и фланцем для крепления отрезного круга);
  • барабан (шкив ведущий) 58х21х14 мм;
  • шпильки (в некоторых комплектах не поставляются — используются те, что на бензопиле);
  • кожух;
  • ремень;
  • ключ (не во всех);
  • инструкция.ь

Набор запчастей к насадке для бензопилы Болгарка, 6 шт

  1. Отрезной круг по металлу 180х2,5х22.
  2. Отрезной круг по камню 180х2,5х22.
  3. Шкив ведущий к насадкам УШМ-1, НК-100, НК-80.
  4. Ключ-адаптер к насадке УШМ-1.
  5. Ремень насадки для бензопилы «Болгарка».
  6. Подшипник к насадкам УШМ–1 и НК-100

Насадка для бензопилы Болгарка обязательно должна иметь в своём арсенале круг отрезной по металлу и круг отрезной по камню с подходящей для этой насадки размерностью – 180х2,5х22. * Шкив насадки для бензопилы Болгарка также иногда нуждается в замене из-за износа, поломки или модернизации насадок УШМ-1, НК-100, НК-80. * Специальный ключ насадки для бензопилы (ключ адаптер) является необходимым инструментом для обслуживания насадки УШМ-1. Ключ представляет собой металлическую пластину с отверстием внутри и двумя штифтами по краям отверстия из инструментальной стали. * Ремень клиновой для насадки Болгарка УШМ-1 передаёт крутящий момент от двигателя на отрезной круг насадки и является расходным материалом. * Подшипник подходит к насадкам УШМ–1 и НК-100 и является расходным материалом, поэтому рекомендуется иметь такой подшипник в запчастях.

Заточка затупленных зубьев цепи бензопилы

Правильная эксплуатация и уход значительно влияют на качество и производительность инструмента. Для комфортной работы нужно вовремя проводить заточку цепи бензопилы Штиль. Затупленную цепь можно отнести к специалистам или же заточить её своими руками, тем более что весь процесс не является особо сложным. Необходимо лишь приобрести определённую сноровку, так как зубья на ней имеют необычную форму.

Когда нужно проводить заточку и как об этом узнать

Проблемы, которые могут возникнуть из-за несвоевременного обслуживания цепи:

  • кривые спилы;
  • большая нагрузка;
  • повышенный расход топлива;
  • более быстрый износ ведущих деталей бензопилы и сокращение срока её эксплуатации.

Быстрота затупления зубьев зависит от частоты использования инструмента и условий. Достаточно всего пару раз зацепить землю или камни, и уже понадобится делать заточку цепи бензопилы.

Признаки, по которым можно узнать, что цепь затупилась:

  • инструмент пытается вырваться из рук, застревает;
  • сыпется мелкая стружка, практически пыль;
  • пила углубляется только при большом усилии;
  • увеличивается время распила.

Помимо этого, затупленные зубья можно просто внимательно осмотреть. Даже невооружённым глазом будут заметны признаки затупления.

Чем раньше проведена заточка цепи бензопилы, тем меньше металла стачивается, а значит, она дольше сможет прослужить.

Чем и как заточить зубья цепи

Зубья цепи для пилы имеют нестандартную форму. Состоят они из основания, лопатки и ограничителя глубины. Лопатка при этом имеет вертикальное лезвие и горизонтальное, спадающее под углом. Именно благодаря этим лезвиям бензопила распиливает древесину. Работают они по принципу рубанка, стёсывая кусочки, а ограничитель регулирует их толщину (разность по высоте между ним и горизонтальным лезвием и будет толщина стружки). Наточить цепь бензопилы можно ручным методом или с помощью станка.

Наборы для заточек

Один из самых распространённых способов – это с помощью набора, состоящего из круглого и плоского напильников, державки, шаблона для ограничителя и крючка, используемого для удаления опилок. Для правильного расположения державки на неё нанесены специальные разметки, позволяющие определить верный угол для заточки. Устанавливается она на верхнюю часть зуба и ограничителя, круглый напильник при этом остаётся под ней и располагается как раз возле лезвия. Благодаря державке напильник находится на правильной высоте, а точнее, на 1/5 выступает над лезвием. Для заточки режущего зубка используют только круглые напильники, так как контур зуба имеет округлую форму.

Наборы необходимо приобретать, учитывая размер шага цепи. Нельзя использовать один и тот же комплект для заточки разных цепей.

Перед тем как начать точить цепь бензопилы в домашних условиях, шину нужно закрепить в тиски или с помощью струбцины, главное, чтобы пила не шевелилась во время обработки. Установив державку согласно разметкам, начинают плавно и не слишком надавливая, двигать напильник строго от себя 2-3 раза. Аналогичные действия повторяются и со всеми остальными зубцами. Напильник время от времени нужно переворачивать, чтобы не было одностороннего износа. Сила давления и количество движений для всех должно быть одинаковым, это необходимо для равномерной заточки всех зубцов. Если они будут разными, то в цепи могут образоваться трещины, что приведёт к её поломке.

Чтобы работать было удобнее, сначала затачиваются зубцы с одной стороны, а после них пилу переворачивают и выравнивают зубья с другой.

Точить начинают с самого маленького зубца, чтобы длина всех остальных была одинаковой с ним. После того, как работа по обработке лезвий закончена, переходят к ограничителям. Сверху на цепь устанавливают шаблон из комплекта в таком положении, чтобы ограничитель находился в отверстие. Выступающую часть стачивают плоским напильником.

На видео показан пример того, как точить цепь бензопилы напильником:

Есть другой набор, который вместо державки, имеет один шаблон, как для заточки лезвия, так и для стачивания ограничителя. Устанавливают его так, чтобы цепь попадала в отверстия. После чего круглый напильник накладывается сверху на ролики и подводится под лезвие. Во время заточки нужно следить, чтобы он всегда был параллельно боковым граням шаблона.

Для ограничителя есть 2 отдельных отверстия, с надписью Soft, что значит для мягкой древесины, и Hard – для твёрдой. Выступающую часть из прорези, стачивают плоским напильником.

Заточка проводится только от себя и плавными движениями, количество последних должно быть одинаковым для всех зубьев.

Система PowerSharp

Эта система позволяет заточить цепь за несколько секунд, даже не снимая её с шины. В комплект входит цепь PowerSharp, абразивный брус, пильная шина и заточное устройство. Для того чтобы заточить им цепь, понадобится сделать следующие 3 шага:

  • установить шину и цепь PowerSharp;
  • внутри заточного устройства закрепить брус, после чего его устанавливают на шину;
  • конец бензопилы упирают в какой-либо предмет и запускают на пару секунд.

В видео ниже показано более подробно, как заточить цепь бензопилы своими руками с помощью этой системы:

Ручные и электрические станки

Если зубья сильно сточились, и режущее лезвие потеряло свою форму, то выравнивать их вручную займёт много времени. В этом случае обычно используют ручной станок или электрический с кругом для заточки. Первый тип устройства имеет вид лучковой пилы с круглым напильником. Станки бывают стационарными и мобильными, которые можно установить прямо на шину.

Настраивать необходимые параметры начинают с самого маленького зубца. После того, как все зубья заточены и выровнены, круглый напильник заменяют на плоский, чтобы провести заточку ограничителей.

Преимущество электрических станков в том, что диск подводится прямо под затачиваемое лезвие. К тому же качество заточки в этом случае гарантированно и все зубцы будут одинакового размера.

В видео ниже показан пример заточки бензопилы своими руками с помощью электрического станка.

Сначала всегда затачиваются лезвия, а лишь потом ограничители.

Угол заточки можно менять – это зависит от цели назначения. Для распила твёрдой древесины используют меньший угол, а для мягкой больший. В любом случае он должен быть от 25° до 35°. 10° угол применяют для цепей, предназначенных для продольного разреза.

Напильник для заточки цепи бензопилы. Подбираем нужный

При активных работах по обрезке сухостоя или расширении площади приусадебного участка в домашней мастерской обязательно должна быть бензопила. Зубья бензопил даже от проверенного бренда (например, Stihl) периодически изнашиваются, а потому нуждаются в качественной заточке. При отсутствии специальных приспособлений с данной проблемой поможет справиться правильно подобранный напильник для заточки цепи бензопилы.

Внешние признаки затупления зуба бензопилы

Среди наиболее популярных бензопил по праву находятся инструменты австрийской фирмы Stihl, в частности, Штиль-180 (если точно, то Stihl MS-180-14’’). Такой бензопилой можно и сучья обрезать, и со средними по диаметру ветками справиться – мощность в 1500 Вт вполне это позволяет. Несмотря на качественную сталь, которую указанная торговая марка (китайские подделки не рассматриваем!) использует для изготовления зубьев, самостоятельная заточка потребует сноровки и времени.

Следует обратить внимание на следующие внешние признаки затупления режущей цепи:

  1. На рабочем угле зуба появился конический участок.
  2. При переходе от рабочего угла к верхней грани визуально различается радиусное закругление.
  3. В момент начальной подачи даже при сравнительно малой её интенсивности, внедрение рабочей кромки зуба в толщу древесины выполняется с большим сопротивлением.
  4. На стадии установившегося реза цепь бензопилы начинает вибрировать, а уровень шума бензопилы заметно возрастает.
  5. При пилении в продольном направлении поверхность реза имеет грубые вырывы и сколы древесины. Сама стружка становится значительно меньше по своим размерам.

Пробный тест проводят на сухостое, и ни в коем случае не на древесине с повышенной влажностью. Частота заточки зависит от основного направления пиления. Если оно выполняется преимущественно в осевом направлении, то заточку придётся выполнять значительно чаще.

Что входит в комплект заточки?

При отсутствии специального станка придётся обойтись напильником для заточки цепи бензопилы (точнее, не одним, а двумя). Необходим также специальный шаблон, при помощи которого можно проконтролировать текущее значение угла заточки. Таким образом, базовый набор заточной оснастки включает в себя:

  1. Круглый напильник с диаметром сечения 4.5…5 мм.
  2. Державку со специальными линиями позиционирования, при помощи которых инструмент можно с необходимой точностью разместить на верхней грани. Державка снабжается участком, который опирается на поверхность ограничителя глубины реза.
  3. Плоский напильник, которым производится заточка самого ограничителя.
  4. Крючок, который снимает опилки, образующиеся в процессе заточки.

Следует отметить, что ручная заточка эффективна только тогда, когда признаки затупления бензопилы установлены весьма оперативно, и износ — сравнительно небольшой. В противном случае потребуются более сложные и дорогие специализированные станки. Станки ручного типа размерного ряда FUG подходят и для работ с зубьями бензопил Штиль-180. Их преимущество в том, что возможно качественно заточить зубья, износ которых оказался резко неравномерным.

Специалисты советуют приобретать наборы таких напильников одновременно с покупкой самой пилы, либо, в крайнем случае, в том же магазине. Ибо универсального напильника для заточки бензопилы разных производителей не существует.

Как подобрать нужные размеры напильников для заточки цепи?

Главная сложность – определиться с размерами круглого напильника, ибо работы, выполняемые плоским инструментом, значительно проще. Для зубьев пил Stihl верхний торец напильника должен выступать на поверхность рабочего угла на 20% его высоты. Вместе с тем следует помнить и о шаге пильной цепи, который обычно принимают в размере 0,325 дюйма.

Следующим этапом выбора считается уточнение длины круглого напильника. Она зависит от его типоразмера. ГОСТ 1465 устанавливает пять номеров этого инструмента, но в качестве напильника для заточки бензопилы подойдут только №4 или 5. Напильники №4 имеют рабочую длину 200 мм, а №5 – 250 мм и 300 мм. С увеличением длины возрастает амплитуда движений рук работающего, поэтому соответственно увеличивается и качество направления напильника по зубу. Следовательно, более длинный напильник для заточки лучше.

Кроме длины, важно верно определиться с видом имеющихся насечек. Они могут быть с нарезанными или насечёнными зубьями. Для заточки лучше насечённые, потому что в противном случае угол нарезки колеблется в более широком диапазоне значений (70±10 0 ), что для обработки зуба бензопилы неприемлемо.

В качестве материала напильника для заточки цепи бензопилы стоит принимать инструментальную сталь У13 или У13А по ГОСТ 1435. Другие варианты для заточных работ с зубьями бензопилы не подходят.

Отечественная инструментальная промышленность производит специальную размерную линейку напильников по металлу «Зубр», которые предназначены именно для ручной заточки зубьев бензопил. Цена требуемых номеров инструмента колеблется в пределах 300…350 руб.

Последовательность операций при заточке

Качественная заточка зубьев предполагает строгое соблюдение следующих правил:

  1. Напильник для заточки бензопилы следует размещать строго перпендикулярно направлению перемещения зубьев пилы в вертикальном направлении, и под углом 15…20 0 – в горизонтальном. Последнее контролируется при помощи державки.
  2. Круглый напильник в зеве зуба должен обязательно располагаться несколько выше его кромки (для напильника №5 это примерно 1…1.5 мм).
  3. На зуб устанавливается державка, линии которой покажут точное направление перемещения напильника в горизонтальной плоскости.
  4. После нескольких движений напильника поверхность заточки покрывается намагниченной стружкой, которую следует тут же снимать крючком.
  5. Заточку начинают в направлении от себя, не применяя при этом излишних усилий: насечки должны мягко входить в металл зуба. Рекомендуется сделать несколько движений, после чего повернуть напильник на 20…30 0 , с тем, чтобы износ насечек происходил более равномерно.
  6. Заточку рекомендуется выполнять «через зуб»: вначале заточить зубья одного направления, а затем – другого.
  7. Давление на напильник в ходе заточки должно быть постоянным, как и количество возвратно-поступательных движений по затачиваемому зубу.

При заточке ограничителя глубины поступают следующим образом. На ограничитель накладывается шаблон. Когда прорезь ограничителя войдёт в паз шаблона, устанавливают высоту изношенного участка, которую и снимают при помощи плоского напильника. Шаблон устанавливают одной из двух сторон — Hard или Soft, что соответствует твёрдой, либо мягкой древесине.

Заточка будет идти легче, если шину бензопилы зажать в слесарные тиски. Интервалы между заточками можно увеличить, если своевременно контролировать правильность натяжения цепи, следить за состоянием ограничителя, регулярно смазывать все подвижные элементы, и периодически заменять ведущую звёздочку.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о