Орнамент растительный простой



Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 2 класс) на тему:
«Мир орнамента. Украшаем варежки.» 2 класс

Конспект и презентация к уроку знакомит детей с видами орнамента и позволяет применить полученые знания на практике

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автор Литвиненко Галина Анатольевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 47, г. Чебоксары,

Тема: Мир орнамента. Украшаем варежки (2 класс) .

Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
  2. Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.
  1. Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
  2. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
  1. Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал
  2. Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.

Поставленные задачи способствуют:

  1. творческому развитию художественной грамотности в сфере декоративно-прикладного искусства;
  2. сознательно применять приобретенные знания в процессе творческой работы;
  3. развитию художественного вкуса, ощущению меры, стилистического единства;
  4. творческой инициативы;
  5. выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.

Оборудование для учителя:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Презентация
  4. Таблица «Построение орнамента в полосе»

Оборудование для учеников:

  1. Шаблон варежки
  2. Альбом
  3. Фломастер (маркер) черный
  4. Восковые (масляные, цветные) карандаши
  5. Простой карандаш
  6. Ластик

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

2. Беседа о народном орнаменте:

а) История возникновения орнамента.

б) Виды орнамента.

II. Объяснение нового материала:

1. Беседа о способах построения орнаментальной полосы.

а) Простейшие схемы построения линейного орнамента.

III. Практическая работа

IV. Анализ детских работ

V. Подведение итогов

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Сообщение цели урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных варежек.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение — украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В Древней Руси орнамент назывался — «узорочьем» от слова узор. Но только ли орнамент украшал ? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации .

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: ( учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен ).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

2.Объяснение нового материала

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) — это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить свои варежки. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента. ( Объяснение ведется по таблице «Построение орнамента в полосе»)

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

3. Практическая работа

  1. Вводный инструктаж учителя:
  2. Инструктаж по технике безопасности
  3. Самостоятельная работа учащихся
  4. Текущий инструктаж учителя

4. Выставка и анализ детских работ.

5. Подведение итогов:

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

Какие основные виды орнаментов бывают?

Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Как сделать простой и красивый узор — геометрический орнамент

Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или чертежные инструменты и понимать закономерность построения.

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Области применения орнамента

Геометрические узоры на посуде применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе Corel Draw или Adobe Illustrator.

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из геометрических фигур легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Орнамент растительный простой

Полхов-Майданская роспись

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.

Шкатулка с выжиганием и росписью

Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, птички — свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Копилка с сельским пейзажем

Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи — «наводка» (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре — синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.

Гриб расписанный в технике полохов-майданской росписи

В основном местные игрушки, или, как их называют, «майданские тарарушки», отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить — на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив — это так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием «под масло» — роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение «»Полхов-Майданская роспись»» В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости

от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного

Полхов — майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками,

разведенными горячей водой температурой 70 – 80 0 С (6 -8 г краски на1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.

Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую,

ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть

синей — получится ярко-зеленый цвет.

Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре,

затем дважды лакируют лаком ПA — 231 или ПA — 283 с промежуточной и

окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и

окончательно зачищают шкуркой.

Гуашевые краски разводят 3 — 5%-ным раствором столярного клея.

Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут

широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 — 3 часа при комнатной температуре

и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

1. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.

2. Русская деревянная игрушка. Изд. «Художник РСФСР» Ленинград.1968 г.

Арабеска — это искусство, подчиненное правилам геометрии

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Арабеска, фото которой представлены ниже, украшала практически любые поверхности. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров.

Особенности исламского искусства

На Востоке сложились особые условия для развития орнамента. Коран запрещал изображение животных и людей. Пророк Мухаммед подобным законом старался оградить народ от возможности обращения к языческим верованиям. Особенно строго это правило и по сей день соблюдается при украшении культовых предметов и зданий.

Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами.

Восточная арабеска как геометрическое искусство

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что мастера исламского Востока обратились к геометрии. Арабеска — это орнамент, состоящий из повторяющихся элементов, переплетенных между собой и расходящихся в разные стороны. Для него характерен четкий ритм, выверенный с математической точностью. Арабеска стала воплощением геометрии в искусстве.

Отдельный элемент представлял собой целый и законченный узор. Каждый следующий изящно переплетался с предыдущим, повторяя его и в то же время создавая нечто новое. Орнамент мог закончиться в любой момент — его целостность от этого не страдала. Это свойство способствовало повсеместному использованию арабесок. Узорами украшали стены, потолки и своды, ткани, ковры, металлические и глиняные изделия.

Особенности

Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. Цветы, бутоны, стебли и листья переплетались, создавая сплошной ковер или оставляя место для нового узора. Отличительная черта исламского изобразительного искусства — так называемая боязнь пустоты. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца.

Арабеска как медитативный образ

Арабеска — орнамент ритмичный и завораживающий. При взгляде на повторяющиеся элементы легко утонуть в этом море переплетающихся узоров. И потому арабеска — это прекрасный инструмент для медитации. Она рассеивает особым образом внимание, заставляя забыть о суете внешнего мира и погрузиться в мир внутренний. Орнамент нередко был частью внутреннего убранства мечетей. Здесь его медитативная функция помогала сосредоточиться на молитве, забыв о земных делах.

Арабеска в Европе

В эпоху Возрождения связи Европы с арабским миром значительно усилились. Вместе со многими другими знаниями из мусульманских стран сюда попали и художественные достижения Востока. Арабеска стала элементом изобразительного искусства Европы. Ее использовал в своих творениях Леонардо да Винчи. Мастер посвящал изрядное количество времени прорисовке затейливых узоров.

Орнаменты, похожие на арабески, присутствуют и на картинах Дюрера и Рафаэля. Многие мастера Возрождения и более поздних периодов черпали вдохновение в узорах, покрывавших мусульманские предметы искусства.

Неиссякаемый источник творчества

Арабеска (фото приведены в статье) завораживает и художников современности, и мастеров прошлого века. К ней обращались и модернисты рубежа XIX и XX столетий. Арабесками вдохновлялся Обри Бердслей, живший и творивший в конце позапрошлого века. Геометрия в виде изящных орнаментов была любима и датским художником-графиком М. С. Эсчером.

Сегодня арабеска — это узор, по-прежнему пользующийся популярностью. Сейчас чаще всего подобным названием обозначается растительный орнамент. Геометрический же узор носит имя «мореска». Орнаменты, напоминающие средневековые арабески, можно обнаружить на обоях и в украшении зданий, в работах графиков и ремесленников. Ими вдохновляются современные дизайнеры интерьеров и модельеры, создатели ювелирных украшений и декораторы.

Модные сегодня в изобразительном искусстве направления зентангл и дудлинг отдаленно напоминают об испещренных орнаментом арабских мечетях и коврах. Нетрудно в наше время найти и ткани, завораживающие своим рисунком. Причудливое переплетение растительных узоров, подчиненное единому ритму, — не что иное, как все та же арабеска, уходящая корнями в далекое Средневековье. Можно смело говорить, что теперь этот орнамент стал неотъемлемой частью мирового искусства, оставаясь в то же время характерной особенностью культуры мусульманских народов.

Русский народный узор

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение — более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).


Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Образец русской вышивки

Основные элементы можно изменять — варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

Ряд узора.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Полосы узора русской вышивки.

Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев — узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос — то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Узор сплошного заполнения.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о