Как сделать кисти для подушек своими руками



Содержание страницы

Учебно-методический материал на тему:
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики учеников с ОВЗ одна из гланых задач педагогов работающих с особенными детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Методическое пособие для педагогов

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом, как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.

Причины двигательных нарушений:

— патология тонуса мышц,

— ограничение или невозможность произвольных движений,

— наличие насильственных движений,

— несовместимость матери и плода по резус-фактору,

— затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.

У детей с ДЦП отмечается:

1. Нарушение координации движения глаз и рук.

2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.

6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.

8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.

9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .

10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.

11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.

12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.

Прежде всего — это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.

Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.

На ладони и стопе находится около 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа — дело не одного дня.

Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

  1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  3. Ежедневность (регулярность).
  4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

  1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
  1. Длительность.
  2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
  3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  4. Многократное повторение.
  5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
  8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
  9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
  10. Обязательно поощряйте детей.

Игрушки для развития мелкой моторики

  1. Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
  2. Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
  3. Рамки и вкладыши.
  4. Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
  5. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
  6. Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
  7. Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Средства развития мелкой моторики

  1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
  2. Тренажёры для развития мелкой моторики.
  3. Упражнения с мячиками, шариками.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Игры с пластилином, тестом, глиной.
  7. Рисование, раскрашивание.
  8. Аппликация
  9. Игры с бумагой.
  10. Игры с конструктором, мозаикой.
  11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
  12. Игры с крупами.
  13. Шнуровки.
  14. Игры со счётными палочками, спичками.
  15. Игры с песком и водой.
  16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
  17. Игры с резинками, лентами.
  18. Штриховка.
  19. Куклотерапия.
  20. Пальчиковый театр.
  21. Игры с прищепками.
  22. Ниткография (ниткопись)

Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа:

  1. Самомассаж тыльной стороны.
  2. Самомассаж ладони.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).

Можно выполнять массаж со следующими материалами:

-с карандашом, фломастером,

— различные мячики, шарики,

— с грецким орехом.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила.
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3.Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами?

4.Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама
По головке мама гладит
Сына-малолетку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).

Барашки
На лугах пасутся барашки, Шубы в кудрях, погляди, Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки. Бяшки спали в бигуди, Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: Бе, да, бе, Утром сняли бигуди, Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе. Попробуй гладкую найди. У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук

Морозко
Заморозил нас Морозко, У него свои заботы —
Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно. Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?

10.Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда,
Не боялись бы труда!

  1. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол.
Поиграем мы в футбол Средний — точно уж герой,
И забьем в ворота гол! Забивает головой!
Палец большой Безымянный вдруг споткнулся
За ворота — горой! И с досады промахнулся!
Указательный — смельчак, Малыш-мизинец — молодец,
Забивает гол — вот так! Гол забил — игре конец!

Тренажёры для развития мелкой моторики.

Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).

Упражнения с мячами, шариками

— учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

— катать по часовой стрелке;

— держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

— сжимать и разжимать;

— подбрасывать и ловить.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

  1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» — правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» — держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» — руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» — пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» — образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

Одежда в стиле пэчворк от дизайнеров и своими руками

Пэчворк в одежде – одно из самых ярких нововведений в этом модном сезоне. Такой стиль прослеживается в коллекциях практически всех именитых дизайнеров. По словам метров моды, элементы пэчворка в одежде будут в тренде еще не один сезон.

Бренды, создающие одежду в стиле пэчворк

Пэчворк в одежде дизайнеров, как правило, занимает лишь незначительную часть из представленных моделей. Правда, есть и такие метры моды, которые в технике лоскутного шитья выполнили много вещей из своей коллекции. Таким брендом является Etro. При создании одежды в технике пэчворк данным брендом использовались исключительно природные и сдержанные оттенки. Etro умело сочетает однотонные материалы и ткани с принтами, в результате чего одежда от этого модельера выглядит сдержанно и в то же время элегантно.

Модный бренд Maiyet пэчворк соединил с другим, не менее модным трендом сезона – бахромой. Такая комбинация придется по вкусу модницам, которые желают выглядеть ярко, оригинально и необычно.

Вязаная одежда в стиле пэчворк выглядит тепло и уютно. Такие изделия были замечены во время модных показов в коллекции модного дома Iceberg. Преимущественно бренд представил модницам разнообразные варианты юбок, изготовленных в технике лоскутного шитья. Вязаные изделия в стиле пэчворк в виде роскошных теплых пальто также представлены в коллекции Salvatore Ferragamo.

В зимней коллекции Valentino было замечено несколько интересных моделей женских шубок, выполненных в технике лоскутного шитья. Следует отметить, что именно эта меховая одежда появилась несколько лет назад, после чего техника стала применяться дизайнерами при создании других предметов женского гардероба. При пошиве верхней меховой одежды в этой популярной сегодня технике дизайнеры используют мех, как натуральных оттенков, так и окрашенный материал.

Valentino при создании модной коллекции использует яркие и насыщенные цвета и оттенки. Отличительной черной этого модного дома при работе в технике лоскутного шитья является сочетание плотных тканей с кружевом. Такое контрастное сочетание фактур остается актуальных уже несколько лет подряд.

В зимней линейке верхней одежды от Fendi представлены модели, которые сочетали в себе мех, отличающийся между собой не только оттенками, но также длиной и густотой ворса.

Если обратить внимание на одежду пэчворк на фото, представленную модным брендом Chloé, можно сделать вывод, что вещи от именитого дизайнера напоминают собой этнические костюмы:

Стилю пэчворк в одежде присуща некоторая романтика и очарование. Дело в том, что такие вещи всегда ассоциируются с изделиями ручной работы, домашним теплом и уютом.

Яркая одежда в этом оригинальном стиле смотрится наиболее динамично и стильно. Однако подходит она больше молодым модницам, женщинам старшего возраста стилисты рекомендуют присмотреться к изделиям, выполненным в спокойных нейтральных оттенках.

В технике лоскутного шитья одежда может быть сшита с кусочков разноцветной ткани, расположенных в хаотичном порядке, а может и с элементов, составляющих определенный узор. Предметы женского гардероба, представленные в этих двух модных вариантах, прослеживаются в коллекциях от Just Cavalli.

В Dsquared2 лоскутное шитье сочеталось со спортивным стилем и стилем 70-х. Такие вещи смотрятся стильно и женственно благодаря плавным линиям, соединяющим лоскуты между собой.

Бренд Assembly New York на модных показах широкой публике продемонстрировал разнообразные вещи из разноцветных джинсовых лоскутов.

Выбирая такую одежду для наряда, следует знать, что она должна быть главной в ансамбле, поэтому ее сочетать нужно с максимально простыми и скромными вещами. Подобрать одежду несложно, главное, чтобы ее оттенок перекликался с цветами лоскутами.

Элементы одежды пэчворк: жакеты, жилеты, платья и юбки

Пэчворк в одежде 2018 позволяет воплотить в реальность самые незамысловатые идеи метров моды. Одним из ярких трендов этого сезона являются замшевые лоскутные юбки разной длины и фасона. Особенно красиво смотрятся модели трапециевидного кроя, сшитые с ярких кусочков ткани. При создании таких предметов женского гардероба метров моды вдохновляют модные веяния 70-х годов.

В гардеробе модниц в 2018 году должно найтись место и платьям, состоящим из однотонных лоскутов сдержанных цветов и оттенков. Такие платья принадлежат к стилю минимализм и находятся на грани между простыми и изысканными изделиями. Они отлично подходят для создания делового женского образа.

Благодаря колоритности стиля дизайнеры реализуют свои идеи в юбках, блейзерах, платьях, жакетах, рубашках, шортах, брюках, сарафанах и других предметах женского гардероба.

Особенно эффектно и стильно смотрятся изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, в сочетании с одеждой другого стиля. Красочный жилет, сшитый из лоскутов, прекрасно будет смотреться как с темными однотонными брюками, так и юбкой по колено облегающего фасона.

Одежда, состоящая из множества элементов, по мнению стилистов, больше всего подходит для создания повседневных и романтичных образов. В 2018 году актуальными является одежда пэчворк в виде жакетов и жилетов, представляющих собой сочетание таких материалов, как кожа, замша и бархат в одном изделии. Чтобы не перегрузить образ, в качестве дополнения к таким пиджакам и жакетам следует подбирать однотонные вещи.

Модные лоскутные разноцветные удлиненные жилеты и кардиганы можно носить с темными брюками, черными сапогами или колготами и шортами или юбкой. Такие варианты модных луков были представлены на показах моды от Кензо.

Джинсовая и нарядная одежда в стиле пэчворк

Часто из лоскутов шьются вязаные и джинсовые вещи, они давно стали классикой и находятся вне моды. Джинсовый пэчворк в одежде применяется при пошиве кардиганов, жакетов, курток, джинсов, юбок и сарафанов. Жакет в стиле «patchwork» гармонично будет смотреться с черными брюками и классическими туфлями. Чтобы наряд не казался скучным, разбавьте его яркой сумочкой и шейным платком.

В список женских фаворитов 2018 года, выполненных в технике мозаики, попали и другие предметы гардероба. Это шляпы, кошельки, ремни, сумки и обувь.

При создании нарядной одежды в стиле «patchwork» модельеры работают с такими материалами, как шелк, кружево, парча, шифон, бархат. Главное, чтобы ткани были достаточно плотными, иначе изделия не будут держать форму.

Принять решение одеваться в стиле пэчворк, по мнению метров моды, могут лишь девушки и женщины с безупречным вкусом, которые следят за модными тенденциями. С платьями, сарафанами и кофточками, выполненными в технике лоскутного шитья, гармонируют однотонные украшения из керамики, дерева и кожи, подобранные под тон элементов пэчворка.

Техника японского пэчворка в одежде

Трудно сказать, откуда именно пришел к нам «patchwork». Считается, что прародительницей техники лоскутного шитья является Англия. Английское направление такого шитья действительно является самой популярной методикой, однако японский пэчворк в одежде ничуть ему не уступает.

Японская техника лоскутного шитья характеризуется такими особенностями:

  • применяются преимущественно шелковые ткани, также допускается использование хлопчатобумажных лоскутков;
  • лоскутки сшиваются методом «сашико», который выполняется стежком «вперед иголку»;
  • бахрома и кисти – распространенные декоративные элементы для японской одежды;
  • применение в одном изделии нескольких приемов одновременно.

Аппликации – самый распространенный декоративный прием японского лоскутного шитья.

Они могут быть представлены таким разновидностями:

  • нежные узоры с мелкими деталями;
  • спокойная, нейтральная цветовая гамма;
  • использование дополнительных элементов – пуговицы, тесьма.

На этих фото одежда в стиле пэчворк, выполнена в лучших традициях японского лоскутного шитья:

Техника крейзи-пэчворк в одежде

В последние годы особой популярности приобрел крейзи-пэчворк в одежде, который нашел почитателей среди ценителей изделий ручной работы. Особенностью техники является смешение нескольких техник шиться одновременно. Как утверждает мировой эксперт по крейзи-квилту Camille Cognac, эта техника лоскутного шитья появилась достаточно давно, она применялась еще при королевских дворцах для пошива нарядов шутов.

Для этой техники характерным является обилие тонких экзотических тканей, большое количество декоративных элементов – бус, цветков, тесьмы, лент, кружева, щедрость отделки вышивки. Больше всего крейзи-квилт подходит для оформления интерьера – подушек, покрывал, ковров, настенных картин и скатертей.

Изготовление детской одежды в стиле пэчворк своими руками

Одежда в стиле пэчворк своими руками выглядит красиво, оригинально и индивидуально. Самостоятельно можно изготовить не только одежду, но и аксессуары – сумочку, палантин, шаль. При создании таких изделий своими руками можно использовать, как лоскутки ткани, так и вязаные элементы.

Детская одежда в стиле пэчворк своими руками принесет радость не только детям, но и их мамам. Для своего сына или дочки вы можете изготовить своими руками такие шорты в стиле пэчворк с накладными карманами.

Вам понадобятся такие материалы:

  • детские шорты или брюки;
  • лист бумаги, карандаш, ножницы;
  • швейные булавки;
  • контрастная ткань длиной 15 см.

Инструкция по изготовлению шортов в стиле «пэчворк»:

Примерьте на ребенка шорты или брюки, отмерьте нужную длину, отрежьте и сделайте строчку на швейной машинке по низу изделия. Шортики не должны быть слишком узкими или широкими, поэтому следует подогнать их по размеру под девочку или мальчика. Затем на бумаге нарисуйте карманы нужной формы и размера, вырежьте их.

Выкройку приложите к контрастной ткани, зафиксируйте швейными булавками, и вырежьте карманы. С помощью швейной машинки сделайте строчки на карманах со всех сторон и пришейте их сзади и спереди на шортики в произвольном порядке на свое усмотрение.

Другие идеи применения пэчворка в одежде на видео ниже:

Учебно-методический материал на тему:
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики учеников с ОВЗ одна из гланых задач педагогов работающих с особенными детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Методическое пособие для педагогов

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом, как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.

Причины двигательных нарушений:

— патология тонуса мышц,

— ограничение или невозможность произвольных движений,

— наличие насильственных движений,

— несовместимость матери и плода по резус-фактору,

— затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.

У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.

У детей с ДЦП отмечается:

1. Нарушение координации движения глаз и рук.

2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.

3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.

4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.

5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.

6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.

8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.

9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .

10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.

11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.

12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.

Прежде всего — это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.

Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.

На ладони и стопе находится около 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа — дело не одного дня.

Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Основные принципы построения коррекционной работы с детьми

  1. Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  2. Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  3. Ежедневность (регулярность).
  4. Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  5. Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  6. Взаимодействие со всеми специалистами.

Методика проведения работы по развитию мелкой моторики

  1. Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
  1. Длительность.
  2. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
  3. Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  4. Многократное повторение.
  5. Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  6. Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  7. Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
  8. Ребёнку всегда предлагается инструкция.
  9. Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
  10. Обязательно поощряйте детей.

Игрушки для развития мелкой моторики

  1. Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
  2. Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
  3. Рамки и вкладыши.
  4. Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
  5. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
  6. Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
  7. Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Средства развития мелкой моторики

  1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
  2. Тренажёры для развития мелкой моторики.
  3. Упражнения с мячиками, шариками.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Игры с пластилином, тестом, глиной.
  7. Рисование, раскрашивание.
  8. Аппликация
  9. Игры с бумагой.
  10. Игры с конструктором, мозаикой.
  11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
  12. Игры с крупами.
  13. Шнуровки.
  14. Игры со счётными палочками, спичками.
  15. Игры с песком и водой.
  16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
  17. Игры с резинками, лентами.
  18. Штриховка.
  19. Куклотерапия.
  20. Пальчиковый театр.
  21. Игры с прищепками.
  22. Ниткография (ниткопись)

Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.

Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа:

  1. Самомассаж тыльной стороны.
  2. Самомассаж ладони.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).

Можно выполнять массаж со следующими материалами:

-с карандашом, фломастером,

— различные мячики, шарики,

— с грецким орехом.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила.
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3.Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами. — Угостить вас пирогами?

4.Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама
По головке мама гладит
Сына-малолетку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).

Барашки
На лугах пасутся барашки, Шубы в кудрях, погляди, Все кудрявы, до одной,
Раскудрявые барашки. Бяшки спали в бигуди, Бегут кудрявою толпой.
Целый день всё: Бе, да, бе, Утром сняли бигуди, Уж такая у них мода,
Носят шубы на себе. Попробуй гладкую найди. У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук

Морозко
Заморозил нас Морозко, У него свои заботы —
Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно. Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?

10.Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда,
Не боялись бы труда!

  1. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол.
Поиграем мы в футбол Средний — точно уж герой,
И забьем в ворота гол! Забивает головой!
Палец большой Безымянный вдруг споткнулся
За ворота — горой! И с досады промахнулся!
Указательный — смельчак, Малыш-мизинец — молодец,
Забивает гол — вот так! Гол забил — игре конец!

Тренажёры для развития мелкой моторики.

Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).

Упражнения с мячами, шариками

— учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

— катать по часовой стрелке;

— держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;

— сжимать и разжимать;

— подбрасывать и ловить.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

  1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» — правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» — держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» — руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» — пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» — образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» — вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

Материал по теме:
Памятки для родителей

В памятках кратко изложен материал родительских собраний и консультаций на различные темы: адаптация к условиям детского сада, подготовка к обучению в школе, воспитание мальчиков и девочек, деткая агрессивность, здоровье малышей, тревожные дети.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

  1. Каждый день беседуйте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен (там интересно, там другие дети играют и гуляют).
  2. Заранее спланируйте прогулки на территорию ДОУ (скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем).
  3. Еще до первого посещения расскажите ребенку о режиме дня в детском саду.
  4. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам , какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки .
  5. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя . Научите ребенка, как обращаться к воспитателю , как правильно заявлять о своих потребностях. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению . Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
  6. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения в новый коллектив. .
  7. Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки . Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки, но н аучите его делиться ими с другими детьми .
  8. Обговорите, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду . Пытайтесь их в будущем придерживаться.
  9. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
  10. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду:

1. Состояние здоровья детей.

2. Возрастные закономерности протекания адаптации.

3. Уровень развития общения ребенка.

4. Тип нервной системы ребенка.

Отдавать ребёнка в детское учреждение

предпочтительнее тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и в 3,5 года, если это мальчик. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней. Девочки же более самостоятельны и общительны.

отличаются адаптационными возможностями

от детей двух и четырех лет:

  1. двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке;
  2. четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям.

Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток:

дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

Составитель: педагог-психолог МДОУ Гончарова М.А.

МДОУ «Детский сад комПЕНСИРУЮЩЕГо вида № 54 “СМОРОДИНка»

МДОУ «Детский сад комПЕНСИРУЮЩЕГо вида № 54 “СМОРОДИНка»

Адрес: г. Курган, ул. К.Мяготина, 161

Советы родителям в период адаптации ребенка
к условиям детского сада

На ваши вопросы ответят:

Ничкова Ирина Николаевна

Заместитель по учебно-воспитательной работе

Гончарова Марина Анатольевна

Устинова Светлана Владимировна,

Морозкова Мария Михайловна,

Шаврина Елена Владимировна

Долгих Галина Аркадьевна,

Коренева Татьяна Леонидовна

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 54 “смородинка»

Предварительный просмотр:

Готовимся к поступлению

— Не обсуждайте при малыше проблемы, связанные с детским садом.

— Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду и введите его для ребенка дома.

— Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком.

— Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание или какие-то шалости.

— Не нервничайте и не показывайте свою тревогу малышу – он это хорошо чувствует.

— Спланируйте свое рабочее время так, чтобы первые 2 – 3 недели посещения ребенком детского сада у Вас была возможность оставлять его там не на целый день .

посещения детского сада

— Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров .

— Подбадривайте ребенка тем, какой он уже большой, что даже ходит в детский сад.

— Не оставляйте его сразу на целый день и забирайте по возможности раньше.

— Создайте спокойную обстановку в семье , оберегайте малыша от дополнительных стрессов.

— Не затягивайте утреннее расставание и старайтесь прощаться спокойно, доброжелательно, оптимистично.

— Не кутайте своего ребенка и подбирайте ему такую одежду, с которой он «сможет справиться» сам – свободную, легкую.

— Предусмотрите сменные белье и одежду на случаи «аварий».

— Поддерживайте здоровье малыша в адаптационный период, чтобы он привык к новым условиям.

Готовимся к поступлению

— Не обсуждайте при малыше проблемы, связанные с детским садом.

— Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду и введите его для ребенка дома.

— Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком.

— Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание или какие-то шалости.

— Не нервничайте и не показывайте свою тревогу малышу – он это хорошо чувствует.

— Спланируйте свое рабочее время так, чтобы первые 2 – 3 недели посещения ребенком детского сада у Вас была возможность оставлять его там не на целый день .

посещения детского сада

— Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров .

— Подбадривайте ребенка тем, какой он уже большой, что даже ходит в детский сад.

— Не оставляйте его сразу на целый день и забирайте по возможности раньше.

— Создайте спокойную обстановку в семье , оберегайте малыша от дополнительных стрессов.

— Не затягивайте утреннее расставание и старайтесь прощаться спокойно, доброжелательно, оптимистично.

— Не кутайте своего ребенка и подбирайте ему такую одежду, с которой он «сможет справиться» сам – свободную, легкую.

— Предусмотрите сменные белье и одежду на случаи «аварий».

— Поддерживайте здоровье малыша в адаптационный период, чтобы он привык к новым условиям.

Готовимся к поступлению

— Не обсуждайте при малыше проблемы, связанные с детским садом.

— Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду и введите его для ребенка дома.

— Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком.

— Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за непослушание или какие-то шалости.

— Не нервничайте и не показывайте свою тревогу малышу – он это хорошо чувствует.

— Спланируйте свое рабочее время так, чтобы первые 2 – 3 недели посещения ребенком детского сада у Вас была возможность оставлять его там не на целый день .

посещения детского сада

— Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров .

— Подбадривайте ребенка тем, какой он уже большой, что даже ходит в детский сад.

— Не оставляйте его сразу на целый день и забирайте по возможности раньше.

— Создайте спокойную обстановку в семье , оберегайте малыша от дополнительных стрессов.

— Не затягивайте утреннее расставание и старайтесь прощаться спокойно, доброжелательно, оптимистично.

— Не кутайте своего ребенка и подбирайте ему такую одежду, с которой он «сможет справиться» сам – свободную, легкую.

— Предусмотрите сменные белье и одежду на случаи «аварий».

— Поддерживайте здоровье малыша в адаптационный период, чтобы он привык к новым условиям.

Предварительный просмотр:

Что же поможет Вашему ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе , т.е. наличие у детей желания учиться. Можно возразить: «Но мой ребенок хочет идти в школу! Значит, мотивационная готовность у него есть!». Но желание пойти в школу и желание учиться – это не одно и то же . Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда пойдут; потому что там не надо спать днем; потому что мама хочет, чтобы он попал в гимназию – это очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый рюкзак, пенал и другие подарки – что может быть лучше подарков. А могут быть и такие причины: стремление узнавать что-то новое; появление новых прав (на портфель или тетрадки) и обязанностей (готовить уроки, собирать портфель); интерес к книгам и желание их прочесть. Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии позиции школьника .

Определить мотивацию Вашего ребенка можно с помощью наблюдения за игрой «в школу». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, родителей, или обыгрывают перемены, приход и уход из школы, приветствия учителя, встречу после школы дома.

Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний о ближайшем окружении (знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени и отчества родителей, их профессионального статуса; умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения), но и развитость определенных качеств познавательной сферы — логическое мышление и запоминание, речь, концентрация и распределение внимания, мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (взаимосвязь глаза и руки). Определяет интеллектуальную готовность ребенка к обучению психолог детского сада или школы. Существуют множество тестовых методик, позволяющих сделать объективные выводы.

Для определения и развития логического мышления, например, можете предложить игру такого типа:

— Я назову тебе три слова. Два из них являются парой, подходят друг к другу по смыслу. Тебе нужно будет придумать пару к третьему слову, чтобы получилось так же, как в первой паре. Карась – рыба, а василек — ? (цветок); больница – врач, а школа — ? (учитель); птица – гнездо, а собака – ? (будка, конура); черное – белое, а утро — ? (вечер).

Кроме этого, выделяют личностную готовность к школе . Это понятие включает самооценку и отношения со сверстниками . В норме для дошкольников характерна завышенная самооценка (например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжелый», а не «Я слабый»). Заниженная самооценка — «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный» является тревожным сигналом. На пороге школы ребенку необходимо умение общаться, готовность подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре , в общении со взрослыми (понимание и принятие формального характера общения на уроке с четко установленными ролями – «учитель» — «ученик»).

Чтобы получить представление о самооценке ребенка, можете предложить ему игру «Лесенка»: рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (как уже говорилось выше – у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…).

Также отдельное место в структуре понятия психологической готовности к школе отводится произвольности . Это умение действовать в общем ритме , подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности , умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно.

Предложите ребенку нарисовать четыре кружка, а затем раскрасить три желтым цветом, один – синим. Если ребенок разукрашивает всеми цветами, комментируя, что «так красивее» — уровень произвольности пока не высок…

Кроме этого, нельзя забывать и о подготовке к письму . У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки . Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Читать онлайн ОНО. Кинг Стивен.

Родной мой город, плоть моя от плоти
Со мной — до гробовой доски

Зачем вернулся ты? Что ищешь —
Космополит — ты здесь чужой…

Простимся с белым днем
И канем мы — во тьму

Начнем!
Мы слишком долго ждали…
Раскрывшись, как цветы под солнцем,
Пчел, сладостных укусов,
Чтобы зайтись немым блаженством и…
Задохнувшись от восторга, сникнуть

Уильям Карлос Уильямс

Рожденный в граде мертвых…

Все началось с кораблика — обыкновенного кораблика из газетной бумаги: я имею в виду все эти кошмарные события, длящиеся вот уже почти двадцать восемь лет; и, кстати, неясно, кончится ли это когда-нибудь…

Кораблик подпрыгивал, кренился, управляемый потоками воды, вновь выпрямлялся, смело нырял в опасные водовороты, держа свой путь вниз по Уитчем-стрит к светофору на перекрестке с Джексон. Его слепые секции уныло смотрели на столь же мрачные в пелене дождя дома. Унылый осенний полдень 1957 года. Дождит без перерыва целую неделю, а два последних дня — под аккомпанемент невесть откуда взявшегося сильного ветра. Часть кварталов Дерри уже осталась без энергии, остальным предстоит это испытание.

Малыш в желтом дождевике и красных ботиках весело семенит, не обращая внимания на дождь и ветер, повторяя путь кораблика. Дождь, правда, поутих. Он монотонно барабанит по капюшону дождевика мальчугана, а тому кажется, что он сейчас не где-нибудь, а в теплом гараже: подобные ассоциации вызывает стук капель по капюшону. Да и тепло же…

Малыша звать Джордж Денборо. Ему шесть лет. У него есть старший брат, Уильям, известный, правда, большинству его однокашников из средней школы Дерри (да и учителям, собственно, тоже) как Билл-Заика. Брат, подхвативший на днях грипп, сидел дома. В ту осень 1957 года Биллу-Заике исполнилось десять лет. Он, кстати, и сделал этот кораблик Джорджу, полусидя на кровати и прислонившись к груде подушек. Мать Билла и Джорджа в этот момент играла на пианино в гостиной «Посвящение Элизе». Подыгрывал ей дождь, стуча в окно напротив.

Тремя кварталами ниже по Уитчем дорога была блокирована. На приспособлениях было написано «Управление коммунального хозяйства Дерри». Осенние листья, собранные в кучи, еще дымили. Вода пробовала мостовую на прочность — сначала пальцами, затем всей рукой. На третий день с начала дождя вниз по Уитчем уже плыли куски дорожного покрытия, похожие на миниатюрные плотики. Слышались нервные шутки насчет начала судоходства. Оставив Джексон-стрит открытой для движения транспорта, коммунальщики перегородили Уитчем, по которой в центр города теперь было не попасть.

Однако жители Дерри надеялись, что все худшее уже позади. Были, конечно, две опасные точки у течения Кендаскейга: одна приходилась на Барренс, другая в центре города, где река была закована в бетон. Здесь-то и находилась группа мужчин, среди которых был и Зак Денборо — отец Билла и Джорджа. Они перетаскивали мешки с песком, сброшенные впопыхах накануне, на новое место. Еще вчера угроза наводнения казалась неотвратимой. Бог свидетель — аналогичное наводнение в 1931 году унесло две дюжины жизней и миллион долларов из городской казны. Несмотря на давность события, многие в часы досуга вспоминают о нем. Один из утопленников, по слухам, был найден чуть ли не в двух десятках миль восточнее по течению реки — в Бакспорте. У несчастного не хватало глаз, трех пальцев на руке, пениса и большей части левой ноги: полакомились рыбы. В скрюченных остатках пальцев рук был зажат руль его «Форда».

Постройка Бангорской плотины ликвидировала угрозу затопления — так считал Зак Денборо, работавший там. Ну, понятное дело, все от Бога.

Поэтому теперь и вспомнили о тех событиях. Хотя это и не характерно: жители Дерри охотно забывают все плохое.

Джордж остановился перед глубокой выбоиной, пересекавшей улицу по диагонали. Кораблику же было совершенно наплевать на разлом, течение заставило его преодолеть препятствие без остановки, что вызвало бурный восторг парнишки, предоставленного в этот серый осенний полдень самому себе. Его кораблик пересекал Уитчем-стрит со спринтерской скоростью, так что Джордж едва успевал следить за его движением. Усилившееся течение смыло с ботиков парня грязь. Они весело хлюпали, приближая Джорджа Денборо, не подозревавшего ни о чем, к гибели. А мальчишка бежал за корабликом; его переполняла любовь к брату и некоторое сожаление по поводу того, что Билл из-за болезни не может разделить с ним эту радость. Конечно же, придя домой, он попытается все рассказать как сможет, но представить целостную картинку не в состоянии. А вот Билл — тот может… Уж кто-кто, а Джордж-то знал, почему Билл получал за свои сочинения только отличные оценки. Его рассказы были почти зримыми. Это были рассказы очевидца…

Кораблик, сделанный из странички «Дерри Ньюс», представлялся теперь Джорджу военным кораблем, подобным тому, что они с Биллом видели в прошлую субботу на дневном сеансе. И Джон Уэйн, громящий «джапов»…

Нос кораблика разбрызгивал воду в разные стороны на пути к водостоку на левой стороне Уитчем-стрит. Проследив, куда он плывет, Джордж было испугался, что мощный водоворот опрокинет и потопит его кораблик, который было угрожающе накренился. Но… вот он вновь выпрямился, чем привел Джорджа в восхищение. За спиной мальчика сильный порыв октябрьского ветра потряс почти сбросившие с себя груз листьев деревья.

Билл, сидя на кровати со все еще горячими щеками (хотя критическая точка, как и у непогоды за окном, осталась позади), завершал постройку кораблика. Однако, когда Джордж потянулся за ним, Билл отвел руку в сторону.

— Д-дай-ка мне п-п-парафин.

— Что это? Где мне взять?

— В п-подвале. Спустись вниз и н-н-найдешь к-коробку с н-надписью «Галф». Н-неси сюда вместе с н-ножом и чашкой. С-спички тоже не забудь! — крикнул Билл вдогонку.

Проходя мимо гостиной, Джордж слышал игру матери; правда, это было не хорошо известное ему «Посвящение Элизе», а что-то другое, отрывистое, нервное. Монотонно-убаюкивающе стучал дождь в окно кухни. А вот в темный погреб идти ему, ну, совсем не хотелось. Воображение рисовало картины одна страшнее другой. Конечно, все это чепуха: так говорили ему отец и мать, да и Билл тоже, но тем не менее…

Нет, не радовало его совсем, что надо было, открывая дверь в подвал, тянуться к выключателю. Каждый раз казалось, что чья-то когтистая лапа только и ждет этого момента, чтобы схватить его за руку и бросить его в темноту, пропахшую кислой капустой и гнилыми овощами.

Чушь какая! Нет там никаких волосатых убийц. Понятное дело, кто-нибудь время от времени сходит с ума и начинает резать и убивать всех подряд, — о таких вещах рассказывал в вечерних новостях Чет Хантли, — но откуда эти монстры возьмутся у них в подвале?

И все же Джорджа это неприятное ощущение не отпускало. В те совершенно не объяснимые моменты, когда его левая рука с предсмертной тоской сжимала дверной косяк, а правая лихорадочно нащупывала выключатель, запах подвала усиливался и заполнял все его существо. И этот усилившийся запах гнили и затхлости перекрывался еще более сильным и ни с чем не сравнимым ощущением присутствия EГО — апофеоза монстров, сжавшегося в комок, готового к прыжку. ОНО представлялось этаким всеядным, но особенно любящим мясо маленьких детей.

И на этот раз Джордж бесконечно долго нащупывал выключатель, держась дрожащей рукой за косяк, с рефлекторно закрывшимися глазами и скрывшимся в самом углу рта кончиком языка, похожим на агонизирующее в поисках капли влаги растение.

Ага! А вот и Джорджи, боящийся темноты! Ха-ха-ха!

Да уж, весело… Звуки фортепьяно лились из комнаты, которую отец называл «гостиной», а мать — «кабинетом». Музыка, казалось, существовала совсем в другом мире, далеко отсюда, на летнем переполненном пляже, полном разговоров и смеха, а Джордж сам себе казался пловцом, уставшим бороться с прибоем…

Пальцы, наконец, нащупали и повернули выключатель. Никакого эффекта.

«О силы небесные. Света ведь нет!»

Джордж моментально отдернул руку, будто перед ним была корзина со змеями. Взлетев по ступенькам, он перевел дух: сердце буквально вырывалось из груди. Конечно же, света и не было, он просто совершенно забыл об этом, упиваясь собственными страхами. Дурень чертов! Ну и что теперь? Вернуться и сказать брату, что он не может найти ящик с парафином, потому что в подвале нет света, а он боится невидимого чудовища, которое дожидается его появления в темноте. Что сказать-то? Что он боится чьих-то непонятно-скользких пальцев, которые норовят схватить его за лодыжки, когда он тянется к выключателю? А если это частицы ботвы или листьев, случайно попавшие на ступеньки? Да все его на смех поднимут. Правда, Билл смеяться не будет. Он поймет. И скажет: «Давай-давай, Джорджи. Или тебе не нужен кораблик?»

Как раз в этот момент Билл окликнул его из спальни: «Ты там заснул, что ли, Дж-дж-джорджи?»

— Иду, Билл, — в тот же момент ответил Джордж, потирая руки и пытаясь справиться с появившейся внезапно «гусиной кожей». — Я задержался на кухне попить воды.

Первых же четырех ступенек хватило, чтобы его сердчишко превратилось в огромный молот, бухающий в грудь, чтобы волосы встали дыбом, глазам стало жарко, а руки, наоборот, похолодели. Его бросало в дрожь при мысли, что дверь в подвал закроется, заслонив последний источник света из кухни, а тут-то вдруг и появится ОНО, которое будет пострашнее всех «комми», «джапов», Аттилы и всех других известных ему существ. И глухо заворчит (в считанные секунды это воображаемое ворчание неизвестного существа сковало волю Джорджа).

Запах подвала был сегодня острей и отчетливей из-за дождей. И хотя дом Денборо стоял выше других на Уитчем-стрит, на гребне холма, вода в погребе все же стояла, и запах оттого был скверным, неприятным; он мешал дышать полной грудью.

Джордж торопливо пробежал глазами содержимое полки: банки с кремом для обуви, ветошь для наведения блеска, разбитая керосиновая лампа, полупустые бутылки со средством для чистки оконных стекол, мастика. Взгляд Джорджа задержался на бутылке из-под мастики «Черепаха», и неспроста — взгляд черепахи с этикетки буквально завораживал: мальчик потерял секунд тридцать, пытаясь оторваться от гипнотизирующего выражения глаз рептилии. Сумев наконец оторвать глаза от бутылки, он тут же наткнулся на необходимую коробку со словом «Галф».

Схватив коробку, Джордж что есть мочи рванул обратно, вдруг представив, что чудовище хватает его сзади за край рубахи и…

Достигнув кухни, он плотно закрыл за собой дверь и приналег на нее, пытаясь отдышаться. Затем с закрытыми глазами повернулся к двери, боясь их открыть и сжимая вспотевшими руками коробку с парафином.

В это время пианино смолкло; мамин голос произнес: «Джорджи, сделай милость, не закрывай в следующий раз дверь с таким грохотом: ты перебьешь всю посуду из сервиза, если это, конечно, уже не произошло».

— Джорджи, ты теряешь время, — раздался приглушенный голос Билла из спальни.

Джордж хихикнул про себя. Его страхи позади — ускользнули с легкостью ночных кошмаров при пробуждении. А о том, что они были, узнаешь, когда просыпаешься с холодными руками, затрудненным дыханием и пытаешься ощупать свое тело — все ли на месте. Лишь когда убеждаешься, что все в порядке, они растворяются, и забываешь о них моментально. Когда нога касается пола, они исчезают наполовину; вытираясь после умывания, ты оставляешь лишь четверть, которая забывается за завтраком, но… лишь до следующей ночи, до следующей схватки с кошмаром.

«А эта черепаха, — думал Джорджи, направляясь к шкафчику со спичками. — Интересно, где я мог видеть этот взгляд раньше?»

Не найдя ответа, он прогнал эту мысль.

Взяв коробок спичек и нож с полки (как учил отец, возможно дальше от острого лезвия) и маленькую чашку из уэльского шкафа в столовой, мальчик вернулся в комнату брата.

— Эх ты, копуша, — достаточно дружелюбно произнес Билл, пытаясь привстать на подушках и чуть не столкнув при этом содержимое ночного столика: пустой стакан, кувшин с водой, салфетки «Клинекс» и капли в нос. На столике еще было старое радио «Филко», откуда доносился отнюдь не Бах и вообще не классика, а рок-н-ролл на самой малой громкости — мать его на дух не переносила.

— Ничего я не копуша, — отозвался младший брат, садясь на кровать Билла и удерживая готовые свалиться вещи.

— Самая настоящая коричневая мохнатая копуша, — настаивал Билл.

Пытаясь представить себе это существо, Джордж захихикал.

— Самая большая копуша в городе, даже в Огасте[1] таких нет, — улыбнувшись, добавил Билл.

— А ты самая большая копуша во всем штате, — парировал между приступами смеха Джордж, что вывело из равновесия мальчиков примерно минуты на две. Затем обмен мнениями по поводу размеров, цвета и прочего продолжался, пока Билл не произнес запрещенное словечко и оба не поняли, что тема исчерпана. Билл зашелся кашлем; его лицо приобрело синюшный оттенок, что с тревогой отметил брат. Фортепьяно вновь смолкло, и мальчики настороженно посмотрели в направлении кабинета, пытаясь услышать скрип педалей или же нетерпеливые шаги матери. Билл поднес ко рту рукав, одновременно указав брату на кувшин с водой. Джордж подал брату наполненный стакан.

Опять заиграло фортепьяно, и вновь — «Посвящение Элизе». И много лет спустя воспоминание об этом будет вызывать у Билла-Заики гусиную кожу. В такие моменты пульс почти останавливался и он думал про себя: «Мать играла эту пьесу в день смерти Джорджа…»

— Кашель прошел, Билл?

Вытащив очередной «Клинекс», Билл сплюнул и отправил салфетку в почти полную корзинку рядом с кроватью. Затем достал кубик парафина и положил его на ладонь. Джордж внимательно наблюдал за действиями брата, не решаясь отвлекать его болтовней. Он знал, что, когда Билл занят, он не даст никаких пояснений, пока не закончит, и приготовился терпеливо ждать.

Тем временем Билл отрезал кусочек парафина от кубика, бросил в чашку, зажег спичку и поднес к парафину. Мальчики наблюдали за языками пламени; ветер за окном, стихая, время от времени направлял капли дождя в оконное стекло.

— Теперь мы придадим ему водостойкость, — прокомментировал Билл. Беседуя с братом, он почти совершенно освобождался от заикания. В школе же оно проявлялось настолько сильно, что затрудняло общение с Биллом, а порой попросту делало его невозможным. Его приятели старались не смотреть на парня, судорожно хватавшегося за край парты с внезапно покрасневшим лицом, сузившимися почти до щелочек глазами в бесплодных попытках выдавить хотя бы слово из неподатливого рта. По большей части это удавалось, иногда — нет. В трехлетнем возрасте Билла задел автомобиль; мальчика отбросило в сторону дома, и часов семь он не приходил в сознание. Мать считала, что именно это привело впоследствии к заиканию. А у Джорджа временами возникало ощущение, что отец, да и сам Билл придерживаются другой точки зрения.

Парафин в чашке почти расплавился.

Пламя сникло, стало синим, достигнув картонного стержня, и исчезло. Билл погрузил палец в жидкость и моментально.

Ознакомительный фрагмент закончен. Купить книгу вы можете здесь

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о