Схема как подключить генератор к сети дома



Содержание страницы

Схема АВР. АВР (автоматический ввод резерва) для генератора

В нормальном режиме электроснабжения энергия предоставляется энергокомпанией и подводится к месту ее использования. Когда основной ее источник перестает работать, мощность от второго сетевого ввода или используемого резервного генератора должна вручную или автоматически подаваться к нагрузкам, для чего служит схема АВР (автоматического ввода резерва). Ее основной задачей является перераспределение мощности от энергосистемы на резервный источник питания.

III-я категория надежности электроснабжения

Как известно, энергоснабжающие компании делят всех своих потребителей, т. е. тех лиц (юридических и физических), с которыми они заключают договоры на поставку электроэнергии, на три категории по степени надежности электроснабжения. Самая низкая надежность у 3-й категории. Такому клиенту энергетики предоставляют всего один трехфазный ввод напряжения 6 или 10 кВ (иногда и 400 В) или однофазный ввод 230 В от одной питающей подстанции, но и стоимость присоединения нагрузок к сети по этой категории минимальная – достаточно установить простую однотрансформаторную КТП и соединить ее с ближайшей ВЛ электропередачи.

Нужна ли для III-й категории схема АВР?

ПУЭ допускает возможность питания по такой схеме, если энергетики гарантируют восстановление питания после аварий за время не более суток. А если это не так? Тогда нужет резервный источник электропитания, в качестве которого обычно выступает бензоэлектрический агрегат или дизель-генератор. В прежние времена потребители вручную подключали свои нагрузки к ним и запускали их в работу. Но по мере развития автоматики этих изделий возникла возможность выполнения их пуска без участия человека.

А раз можно пускать дизель-генератор автоматически, то точно так же можно и подключить к нему нагрузки потребителя. Так и возникла современная концепция двухвводного АВР, электрическая схема которого, приведенная ниже, уже становится стандартом электроснабжения частного дома.

II-я категория: нужен ли ей АВР

Если потребитель заказывает два сетевых ввода электропитания, то он переходит уже в следующую категорию — вторую. В этом случае энергетики, как правило, требуют от клиентов оплатить строительство двухтрансформаторной подстанции. В простейшем варианте она содержит две секции шин (это просто алюминиевые или в лучшем случае медные полосы) высокого напряжения со своими вводными выключателями, к каждой из которых присоединяется только один из вводов высокого напряжения (6 или 10 кВ). Между секциями расположен так называемый секционный выключатель. Если он разомкнут, то каждый высоковольтный ввод может питать только один трансформатор (как правило, в работе находится только один из двух, второй находится в резерве – и это также типовое требование энергетиков). При пропадании напряжения на одном из вводов, электрик потребителя может вручную включить секционный выключатель и подать нагрузку на постоянно работающий трансформатор с другого высоковольтного ввода.

Такие потребители, вообще-то, не нуждаются в наличии АВР. Однако в последнее десятилетие энергетики зачастую предлагают им устанавливать их в типовых двухтрансформаторных подстанциях на стороне низкого напряжения. Такой щит АВР имеет два ввода от обмоток низкого напряжения разных трансформаторов (они оба должны находиться под напряжением, но нагружен в любой момент времени только один из них) и один выход на шины низкого напряжения, к которым подключены все нагрузки.

I-я категория – АВР обязателен

А вот если потребителя в принципе не устраивает временная задержка на ручное переключение вводов, то он вынужден в обязательном порядке применять АВР и переходить в следующую категорию надежности электроснабжения – первую. В простейшем варианте принципиальная схема АВР может содержать два ввода от тех же двух секций высоковольных шин подстанции и блок включения секционного выключателя (обычно вакуумного). Если напряжение пропадает на питающем вводе, то автоматика отключает его вводной выключатель и включает секционный. После этого на объединенные шины напряжение поступает уже со второго ввода. АВР на два ввода в этом случае может быть выполнен и на стороне низкого напряжения подстанции, как было описано выше.

Но из потребителей I-й категории ПУЭ выделяет так называемую особую группу, входящим в которую недостаточно двух сетевых вводов электропитания, а обязательно нужен еще и третий резервный ввод, выполняемый обычно от дизель-генератора. В этом случае необходим АВР на 3 ввода. Схема его выполняется на низком напряжении.

Как работает устройство АВР с генераторным вводом

В последнее время на рынке появилось много устройств автоматического резервирования, имеющих управляющий микропроцессорный контроллер. Большой популярностью в этом плане пользуется управлющие реле-контроллеры серии Easy производства фирмы Moeller. Анализируя сигналы датчиков напряжения, микроконтроллер обнаруживает сбой питания и инициирует процедуру запуска двигателя генератора (обычно синхронного). Как только он достигает номинального напряжения и частоты система управления переключает на питание от него нагрузки потребителя. С точки зрения электротехники схема подключения АВР для ответственных и мощных нагрузок представляет собой довольно сложную задачу, поскольку неизбежные временные задержки и другие технические сложности затрудняют мгновенное получение резервного питания.

Контроль частоты и напряжения

Одной из основных функций устройства АВР является обнаружение падения напряжения или полного исчезновения основного источника питания. Как правило, все фазы питающей сети контролируются на стороне посредством реле минимального напряжения (реле контроля фаз). Точка сбоя определяется по падению напряжения ниже минимально допустимого уровня на любой из фаз. Информация о напряжении и частоте передается в щит АВР, где определяется возможность продолжения питания нагрузок. Допустимый минимум напряжения и частоты должен быть обязательно преодолен перед переключением нагрузок на питание от резервного генератора, мощность которого должна его обеспечивать.

Основная временная задержка

Схема АВР обычно имеет возможность широкой регулировки времени задержки ее срабатывания. Это является необходимой функцией для возможности купирования неоправданных отключений от источников основного электропитания при кратковременных его нарушениях. Наиболее превалирующая временная задержка перекрывает любые кратковременные отключения, чтобы не вызывать ненужных запусков приводных двигателей генераторов и переключений на них нагрузок. Эта задержка находится в диапазоне от 0 до 6 секунд, причем одна секунда является наиболее распространённым вариантом. Она должна быть короткой, но достаточной для подключения к резервным источникам питания нагрузок потребителей. Многие компании сегодня покупают мощные источники бесперебойного питания на аккумуляторных батареях, обеспечивающие минимальное время задержки подключения.

Дополнительные временные задержки

После восстановления основного питания, некоторая временная задержка необходима, чтобы убедиться в достаточной стабильности нагрузки для ее отключения от резервного питания. Как правило, она составляет от нуля до тридцати минут. АВР для генератора должна автоматически обойти эту временную задержку в возвращении к основному источнику, если резервный сбоит, а основной снова работает нормально.

Третья наиболее общая временная задержка включает в себя период остывания двигателя. На его протяжении система управления дизель-генератора контролирует разгруженный двигатель вплоть до его останова.

В большинстве случаев обычно желательно переключать нагрузки на резервный генератор, как только достигнуты соответствующие уровни напряжения и частоты. Однако в некоторых ситуациях конечные потребители хотят последовательности переключений различных нагрузок на резервный генератор. Когда это требуется, выполняется несколько схем АВР для генератора, срабатывающих с индивидуальными временными задержками, так что нагрузки могут быть подключены к генератору в любом желаемом порядке.

Исполнительные аппараты схем ввода резерва

Конечным результатом работы рассматриваемого класса устройств является коммутация электрических цепей, их переключение с основного ввода на резервный. Как было отмечено выше, в электроподстанциях схема АВР может быть реализована как на стороне высшего, так и низшего напряжения. В первом случае ее исполнительными элементами служат штатные высоковольтные выключатели. Во втором случае, к которому относится и переключение нагрузок на генераторный ввод, коммутация осуществляется низковольтными устройствами.

Они могут либо быть в составе оборудования щита (панели) АВР, либо могут быть внешними по отношению к нему и являться частью общей схемы электроснабжения нагрузок. В первом случае возможно использование магнитных пускателей – оно применяется в устройствах резервирования для непромышленных потребителей при мощности их нагрузок до нескольких десятков кВт. При более высоких мощностях применяют АВР на контакторах. Схема принципиальная устройства в обоих случаях одинакова.

Внешними низковольтными устройствами схем ввода резерва являются силовые автоматические выключатели с электромагнитными приводами. Функция собственно АВР-устройства сводится в этом случае к формированию и выдаче на них соответствующих сигналов включения/отключения.

Типовой блок АВР на 3 ввода. Схема и алгоритм работы

Он предназначен для реализации непрерывного питания нагрузок напряжением 0,4 кВ от трех источников электропитания: двух трехфазных сетевых вводов и трехфазного ввода дизель-генератора. Исполнительными аппаратами являются штатные автоматические выключатели Q1, Q2 и Q3 каждого из вводов, защищающие нагрузки 1-й категории надежности электроснабжения.

Алгоритм работы блока выглядит следующим образом:

1. На основном вводе есть напряжение. Тогда Q1 включен, а Q2 и Q3 отключены.

2. На основном вводе напряжение отсутствует, а на резервном оно есть. Тогда Q2 включен, а Q1 и Q3 отключены.

3. На основном и резервном вводах нет напряжения. Тогда Q3 включен, а Q1 и Q2 отключены.

Примеры однолинейной схемы электроснабжения

Для упрощения чертежей и их восприятия применяются различные методики. Часто используется однолинейная схема электроснабжения жилого дома, предприятия или частного строения, которая способствует разработке и пониманию сложных проектов.

Что такое однолинейная схема

Главной особенностью однолинейной схемы является то, что данная принципиальная схема состоит полностью из одних линий обозначения трехфазных или двухфазных цепей. Такой подход позволяет обеспечить более целесообразное использование технической документации. Т.е. в один техпроект можно поместить несколько разных чертежей, не связанных друг с другом.

Фото – однолинейная схема

Существует два типа таких схем:

Расчетная однолинейная схема помещения в основном используется после готового просчета нагрузок, необходимых для питания отдельного здания. Иногда её проектируют после того, как будет рассчитана потребность проводов и питающих кабелей.

Исполнительная принципиальная однолинейная схема используется для перерасчета действующей системы подачи энергии. В большинстве случаев, это необходимо для внесения серьезных изменений в уже устанавливающийся проект.

Фото – однолинейная схема подстанции

Видео: пример работы с контуром электроснабжение

Как выполнить однолинейную схему

Электрическая однолинейная схема электроснабжения квартиры, дома, частного предприятия выполняется по требованиям ГОСТ 2.702-75. Согласно нормам, у Вас должно получится изображение 3 фаз, питающих сеть конкретного помещения и линии групповых сетей, которые отходят от питающих. При этом схему не нужно подробно детализировать, основная её цель – давать представление про общую конструкцию системы электрического снабжения.

Фото – Принципиальная схема подстанции

Именно благодаря такой подаче информации, в итоге получается достаточно простой чертеж, четко передающий основные параметры сети питания. Многие начинающие электрики могут усомниться в эффективности таких чертежей, ведь кажется, что непонятно, как их отобразить тогда трехфазное или двухфазное питание.

Все очень просто: возле линии, которая определяет многофазное питание ставится цифра и перечеркнутый штрих, как на фото ниже. Цифра в такой схеме отвечает за определение количества фаз, а перечеркнутая косыми отрезками линия – это определение фазы.

Помимо отображения отдельных проводов, также важно изобразить на чертеже дополнительные детали электрической схемы. Для обозначения УЗО квартиры, контакторов, выключателей и прочих дополнительных элементов, Вам также нужно ознакомиться с ГОСТ 2.709, который предоставляется как в ПДФ, так и обычным текстом. В этом документе указываются общепринятые варианты черчения подобных элементов.

Рассмотрим пример однолинейной схемы квартиры (также можно использовать для электроснабжения дома):

Фото – пример однолинейной схемы

Для защиты групповых линий от перегрузки и общей цепи помещения от электрического замыкания, используются автоматические выключатели. Их, в свою очередь, на чертеже «подстраховывают» устройства сверхтоков. В схему в обязательном порядке нужно включить не только основные её составляющие (кабеля ввода, заземления, УЗО), но и розетки, выключатели света в комнатах.

На чертеже выше Вы можете обратить внимание, что возле перечеркнутых линий косыми штрихами нет цифр. Вместо них используется определение фазы по количеству штрихов. Если на схеме показано 2 штриха – то питание двухфазное, если 3 – то, соответственно, трехфазное. Но при этом однофазная проводка обозначается одной линией с одним штрихом.

Такое подключение отлично демонстрирует однолинейная схема трансформатора КТП:

Фото – однолинейная схема трансформатора ктп

Примеры того, что должна включать однолинейная типовая схема электроснабжения поликлиники, квартиры, загородного или дачного дома, завода или прочих помещений:

  1. Точку, где объект подключается к электрической сети;
  2. Все ВРУ (вводно-распределительные устройства);
  3. Точку и марку прибора, который используется для подключения помещения (в большинстве случаев, нужны также параметры щита);
  4. Нужно не только начертить кабель питания, но и отметить на схеме его сечение и марку, иногда мастера помечают номинал;
  5. Проект должен содержать данные про номинальные и максимальные токи оборудования, которое используется на объекте.

Еще очень важно использовать примерные расчетные нагрузки, которые могут стать максимальными для определенной сети электропитания (АТС) Вашего поселка, города. Правила выполнения могут варьироваться в зависимости от требования к конкретным помещениям.

Вы должны уделять внимание любой мелочи, ведь основные требования к проекту выдвигаются снабжающей электричеством компанией. Именно однолинейная схема электроснабжения предприятия, дома, цеха является основополагающим документом согласно ГОСТ, который отвечает за эксплуатационные ответственности разных сторон. В особенности она необходима для подключения к локальной сети дома с АВР:

Фото – дом с авр

Чтобы бесплатно разработать однолинейную схему электроснабжения детского учреждения, частных построек (гаражей, домов, квартир, киосков), многоэтажного жилого здания, завода (СНТ), вахтовых вагонов, Вам понадобится ЕСКД. ЕСКД – это Единая система конструкторской документации.

Дома однолинейная схема электроснабжения чертится вручную или при помощи AutoCAD (чертёжная программа). Данный софт поможет разработать проект для любого объекта (офиса, торгового павильона, подстанции, школы, магазина, коттеджа, НПС) и потребителей.

Как шаблон, представляем однолинейную схема ЗРУ-10 кВ, к слову, по её аналогии разрабатывается схема ИБП АББМ:

Фото – однолинейная схема ЗРУ 10 кВт

Для разработки схемы при помощи специалистов, Вам нужно будет обратиться в конструкторское бюро своего города. Такие учреждения есть в Белгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других крупных и средних населенных пунктах.

Что такое фидер в электрике?

Можно привести немало примеров из терминологии, когда одно определение (название) применяется к совершенно разным устройствам или понятиям. Яркий пример – фидер, этот термин можно встретить в энергетике, радиотехнике, а также в описании рыболовных снастей и экипировки для пейнтбола. Естественно, что во всех приведенных примерах речь идет о разных понятиях. Давайте разберемся, что означает фидер в электрике.

Что такое фидер в электрике?

Название термина произошло от английского слова «feeder», которое имеет несколько вариантов перевода. Из них наиболее близкий к энергетической области – «вспомогательная линия», что как нельзя лучше, описывает назначение электрического фидера. Это, пожалуй, единственное четкое определение данного термина в энергетике, поскольку в нормативных документах оно не фигурирует.

Такое положение вызывает некоторую путаницу даже в среде профессионалов, поскольку под этим термином может подразумеваться как ЛЭП, от которой запитаны основные узлы подстанций (см. рис. 1), так и линии между трансформаторами и определенными выключателями. Также, в некоторых случаях, под это понятие попадают кабельные сети и воздушные линии с классом напряжения 6,0-10,0 кВ.

Фидеры на рисунке отмечены красным

Обратим внимание, что с учетом перевода слова «feeder», такое выражение как «фидерные линии» будет восприниматься как тавтология, поэтому лучше от него воздержаться.

Виды и классификация

Учитывая, что у данного термина несколько определений, то классификацию разумно проводить по области применения, перечислим их:

  1. Радиотехника (радиофидер). В данной области под фидером подразумеваются линии, по которым передается радиочастотный сигнал от антенного устройства к приемнику, а также обеспечивается связь между передатчиком и антенной. В данной области также можно встретить следующие термины:
  • высокочастотный фидер (коаксиальный кабель);
  • фидерный кабель (тоже значение, что и выше);
  • фидерный мост (конструкция для кабельной магистрали от антенного комплекса до технического помещения).
  1. Производство электроники. Иногда ввод питания на станках ЧПУ называют фидерным вводом. В данном случае имеет место некорректного перевода технической документации к оборудованию, но данный термин прижился и часто используется.
  2. Среди рыболовного снаряжения есть фидерная оснастка.
  3. Снаряжение для пейнтбола. Данный термин применяется к механизму подачи шариков в маркер, а также контейнеру, где они размещаются.
  4. Энергетика. Здесь не все так определенно, поэтому
  5. Как уже описывалось выше, в энергетике нет четкого определения термину фидер, поэтому классификация возможна только исходя из практического применения.

Фидер на подстанции

Приведем практический пример, который поможет понять, как данный термин рассматривается в электроэнергетике. Для этой цели рассмотрим фрагмент схемы подстанции, приведенный ниже.

Фрагмент схемы подстанции

В данном, примере под определение фидер попадает вся цепь с распределительными устройствами, подключенная к ячейке подстанции Ф101, то есть участки, обозначенные на схеме, как А и В. В тоже время этим термином можно назвать линию, подающую питания на сеть распределительных устройств (А). В этом случае участок В будет рассматриваться в качестве сети фидера 101.

Если требуется снять нагрузку с определенного фидера то, отключается выключатель конкретной фидерной ячейки. Когда речь идет о повреждении фидера, то под этим подразумевается авария на линии питания распределительной сети (участок B).

С одной стороны это позволяет точно идентифицировать участок или линию, с другой, вносится путаница. Например, под отключением фидера можно понять как отключение кабеля от ячейки, так и главного выключателя сети (B), в последнем случае линия подвода питания останется под напряжением. Практикуемая сейчас идентификация линий по номерам исключает такую ошибку. Что касается термина «фидер», то он употребляется все реже.

Конструкция фидера

Мы специально использовали для раздела такое оглавление, чтобы показать его абсурдность. Такое решение возникло после того, как просматривая тематические форумы, обратили внимание на часто встречающиеся вопросы, касательно конструкции и внешнего вида фидера.

Дело в том, что в энергетике, и электрике в частности, термин используется как определение, позволяющее идентифицировать тот или иной участок цепи по его отношению источнику питания. То есть, в данном случае просить описать конструкцию фидера, или показать как он выглядит, равносильно требованию предоставить фотографию потребляемой мощности.

Применение фидеров в электроэнергетике

Наиболее наглядным примером будут тяговые подстанции, обеспечивающие функционирование электротранспорта. Ниже представлена упрощенная схема организации тягового электроснабжения.

Элементы тяговой подстанции

Обозначения:

  • А – Электроподвижной состав.
  • В – Рельсовая контактная сеть.
  • С – Высоковольтная контактная электросеть.
  • D – Вспомогательная линия тяговой электросети.
  • E – Фидер обратного тока.
  • F – Здание тяговой подстанции.

Чтобы не допустить перегрузку линий, питающих контактную сеть, устанавливаются фидерная автоматика, в состав которой входят защитные устройства. В схеме электроснабжения помимо основной предусмотрена и резервная защита, для отключения линии в случае короткого замыкания. Большая часть фидерного оборудования устанавливается на тяговых подстанциях. Приведем в качестве примера типовую структурную схему одной из них.

Типовая структурная схема тяговой подстанции

Обозначения:

  • РУ-110 – распределительные устройства обеспечивающие подачу питания на трансформаторы.
  • ГПТ1, ГПТ2 – Главные понижающие трансформаторы.
  • ТСН1, ТСН2 – трансформаторы собственных нужд, они необходимы для подачи питания на оборудование подстанции.
  • ПА1, ПА2 – преобразовательные агрегаты.
  • РУ-3,3 – распределительное устройство, обеспечивающее питание фидеров контактной сети.

Вывод.

С учетом вышеизложенной информации можно констатировать, что к данному определению относят воздушные и кабельные ЛЭП, обеспечивающих подачу электрического тока к подстанциям и основным распределительным узлам.

Фидерная система структуризации довольно удобна для идентификации определенного участка цепи (конкретного фидера). Но поскольку для данного термина нет определения в нормативных документах, то есть вероятность возникновения недопонимания, что может стать причиной аварии или несчастного случая. Поэтому лучше придерживаться терминологии принятой в нормативных документах.

Измерение сопротивления изоляции электропроводки

По токоведущим жилам проводов и кабелей ток течет в нужном направлении. А изолирующее покрытие этих жил препятствует прохождению тока в места, где ему нельзя появляться. Это исключает случайное прикосновение людей к токоведущим частям, предотвращает короткие замыкания в распределительных сетях.

Измерение сопротивления изоляции

Но оболочки проводников – вещь непрочная. Уже в процессе прокладки кабеля их можно передавить или содрать об острые кромки предметов, попадающихся на трассе. При разделке концов кабеля можно случайно порезать ножом изоляцию токоведущих жил. При пайке поливинилхлорид плавится и теряет изоляционные свойства, а резина со временем высыхает и трескается, обнажая покрытые ею проводники.

Причины ухудшения изоляции

Способствует ухудшению изоляционных свойств кабелей и локальные нагревы контактных соединений. Тепло, распространяясь по металлической жиле, нагревает материал покрытия, снижая его изоляционные свойства. Это относится и к соединительным коробкам, и к местам подключения проводников к автоматическим выключателям, нулевым шинам, розеткам.

Повреждение изоляции из-за перегрева

Корпуса коммутационных аппаратов: выключателей, автоматов, рубильников – выполняются из изоляционных материалов. Снижение изоляции происходит, если на них оседает пыль, грязь, металлические опилки. Уменьшению изоляционных свойств содействует перегрев корпусов, обугливание их после коротких замыканий.

Бич электрощитовых – влажность. Повреждения трубопроводов, образование конденсата, подтопление подвальных помещений с распределительными устройствами – все это приводит к появлению капелек воды между выводами электрооборудования, находящихся под разными электрическими потенциалами. Вода в чистом виде электрический ток не проводит. Но, попадая на грязь и пыль, покрывающую корпуса электроприборов, она растворяет находящиеся в ней вещества, становясь проводником электрического тока. Происходит короткое замыкание.

Повреждение изоляции кабеля в процессе монтажа

Наибольший риск встретить поврежденную изоляцию возникает после монтажных работ. Второй пик проблем встречается уже в эксплуатации, через некоторое количество лет после монтажа. Отдельным видом выделяются повреждения, связанные с неправильной эксплуатацией электроприборов и электропроводки, затопления квартиры соседями и вбитые в трассу гвозди при попытке повесить картину на стену.

Отличие мегаомметра от мультиметра

Отключился автомат, квартира погрузилась во мрак. Причина – короткое замыкание. Нужно найти место повреждения, иначе света не будет. Если в результате перегрева замкнулись между собой две жилы в соединительной коробке или в кабеле, найти его можно и мультиметром в режиме измерения сопротивления. На неисправной паре жил он покажет ноль. Но это – простой случай.

Обугленный участок изоляции имеет сопротивление, далекое от нуля. Через него протекает небольшой ток, подогревая оболочку, постепенно ухудшая изоляцию. В какой-то момент происходит пробой, ток резко возрастает, срабатывает защита. Поврежденный участок мгновенно остывает, его сопротивление увеличивается. Мультиметр покажет, что оно равно бесконечно большой величине. Чтобы нейти такое повреждение, нужен прибор, выдающий при измерениях в тестируемую цепь напряжение, соизмеримое или большее, чем напряжение в сети. Таким прибором является мегаомметр.

Устройство мегаомметра

Для измерений этот прибор выдает в проверяемую цепь постоянный ток. Переменный для этой цели не годится, поскольку все кабельные линии обладают емкостным сопротивлением. А конденсаторы переменный ток проводят. Это приведет к искажению результатов измерений.

В зависимости от рабочего напряжения сети и тестируемой аппаратуры, выпускаются мегаомметры с напряжением 100, 500, 1000 и 2500 В. Стовольтовые используются для проверки изоляции низковольтных кабелей и полупроводниковой техники, на 500 В – обмоток электрических машин небольшой мощности. Приборы с напряжением 2500 В предназначены для измерений на высоковольтных аппаратах, кабельных и воздушных линиях. Какой прибор выбрать для проведения измерений – указано в нормативно-технической документации по наладке или эксплуатации, ПУЭ, паспортах на электрооборудование.

Для измерения сопротивления изоляции в бытовых осветительных и розеточных сетях используются мегаомметры на напряжение 1000 В.

В устаревших конструкциях мегаомметров для выработки измерительного напряжения использовался генератор, ротор которого приводился во вращение рукояткой. Ее раскручивали до скорости 120 оборотов в минуту, иначе напряжение на выходе оказывалось ниже номинального. Измерительный механизм у таких устройств – аналоговый, со шкалой и стрелкой. Шкала делилась на две части – верхнюю и нижнюю, соответствующие двум диапазонам измерения сопротивлений. Отметки на шкале располагались неравномерно, что усложняло отсчет показаний. Да и снимать эти показания, одновременно вращая ручку мегаомметра, было не очень-то удобно – корпус прибора дергался, стрелка прыгала. К тому же у пользователя были заняты обе руки: одной он удерживал прибор на месте, другой – крутил ручку. Измерительные щупы на контактах удерживал его помощник, либо к ним припаивали зажимы типа «крокодил».

Мегаомметр М4100

Для каждого измерительного напряжения выпускался свой мегаомметр. Лишь модель типа ЭСО 202 содержала переключатель на 500, 1000 или 2500 В. Для выполнения измерений в электролабораториях содержали целый парк мегаомметров.

Мегаомметр ЭСО 202/2

Современные приборы стали полупроводниковыми. Выбор пределов измерений у них происходит автоматически, а испытательное напряжение выбирается перед измерениями в меню или с помощью переключателя. Габариты прибора позволяют его удерживать в руке совместно с одним из щупов, что позволяет проводить измерения единолично. Некоторые модели снабжаются кнопкой запуска на одном из щупов.

Мегаомметр Fluke

Но многие современные мегаомметры имеют один существенный недостаток, переводящий их в режим обычного пробника. По правилам, измеренным сопротивлением изоляции является величина, показанная прибором через 60 секунд после начала испытания. Большинство же моделей выдают испытательное напряжение на несколько секунд и не имеют режима длительной генерации напряжения. Не все дефекты можно выявить за столь короткое время.

Правила проведения измерений мегаомметром

Мегаомметр относится к приборам, измеряющим характеристики электрооборудования, связанные с определением возможности его безопасной эксплуатации. А на его выводах при измерениях присутствует опасное для жизни напряжение. Поэтому его применение возможно в случаях:

  1. Прибор должен проходить метрологическую поверку один раз в год.
  2. Пользоваться мегаомметром дозволяется обученному персоналу.
  3. Правом выдачи протокола с заключением о пригодности электропроводки к дальнейшей эксплуатации обладает только лицензированная электротехническая лаборатория. Измерения, проведенные другими лицами, юридической силы не имеют.

Если в вашем распоряжении оказался мегаомметр, то измерять сопротивление изоляции вы можете только по личной инициативе. Закончили монтаж электропроводки соседу, измерили — убедились в отсутствии дефектов. Но если при подключении соседского домика к сети энергоснабжающая организация потребует протокол измерений – ваши труды не зачтутся. Соседу придется вызывать специалистов и платить им деньги за ту же самую работу.

В детских садах, школах, учреждениях и на предприятиях сопротивление изоляции электропроводок измеряется регулярно. Результаты оформляются протоколами, которые требуют представители пожарной охраны и энергонадзора. К протоколам прикладываются регистрационные документы лаборатории, выполнившей измерения. Без них они – никому не нужная бумажка.

Протокол измерения сопротивления изоляции

Если в помещении организации произойдет пожар, первым делом от ее руководителей требуют протоколы измерений изоляции. Если их нет – виновные определяются автоматически. То же происходит и при поражении сотрудника электрическим током. Даже, если он сам засунул в розетку отвертку, держась за ее стержень. Если при расследовании несчастного случая не обнаружится протокол измерений изоляции – проблемы руководству обеспечены.

Тем не менее, мегаомметр – прибор, полезный для людей, занимающихся монтажом электропроводки. Лучше найти дефект сразу, до приезда специально обученных персон. Иначе они приедут еще раз, после устранения дефекта. Искать его самостоятельно персонал лаборатории не обязан. Вернувшись, они заставят владельца выложить дополнительную сумму за труды. Скорее всего, он вычтет ее из вашего гонорара.

После замены электропроводки в квартире измерения изоляции официально не требуются. Поэтому их не помешает выполнить для самоуспокоения, а в глазах клиента ваш рейтинг в итоге только возрастет.

Правила измерения изоляции мегаомметром

Перед каждым использованием у любого мегаомметра проверяют целостность изоляции измерительных проводов. Это важно, так как повреждения приводят к электротравмам.

На мегаомметре устанавливают необходимое испытательное напряжение , затем проверяют исправность измерительной цепи и прибора. Для этого щупы соединяют накоротко, производят измерение. Прибор покажет ноль. Щупы рассоединяют и снова проводят измерение. Прибор покажет бесконечность. Эти манипуляции производят регулярно, чтобы своевременно обнаружить сбитые настройки, оборвавшийся провод, ослабевший контакт или неисправность мегаомметра.

Правила измерений сопротивления изоляции требуют, чтобы для кабельной линии была измерена изоляция между жилами во всех возможных комбинациях. Для трехжильного кабеля – три измерения, для четырехжильного – шесть, пятижильного – десять. В реальности реализовать эту проверку можно, имея в наличии кабель с отключенными жилами. Отключать их для проверки после монтажа – операция сложная.

Поскольку в системах с глухозаземленной нейтралью нулевой рабочий и защитный проводники соединены между собой, то и прибор между ними покажет ноль. Но, даже если отключить от объекта питающий кабель, все нулевые рабочие и защитные проводники, объединенные на шинах, покажут одно и то же сопротивление между собой. Если оно укладывается в норму, то все хорошо. А если нет – придется их отсоединять от шин по очереди, следя за изменениями изоляции.

Упрощенный способ измерения для розеточных групп – измерить сопротивление фазного проводника от автоматического выключателя питания относительно нулевой и РЕ шины.

Для осветительной сети все сложнее. Под фазным потенциалом при работе светильников оказывается участок от автомата питания до осветительного прибора, проходящий через выключатель. Если не вывернуть лампу из светильника, прибор покажет его сопротивление. Поэтому при измерениях сопротивления изоляции осветительных сетей лампы выворачивают, а выключатели переводят во включенное положение. Так тестируется участок, реально находящийся под напряжением в эксплуатации.

И не забываем про полупроводниковые ПРА. У них на входе выпрямитель. Чтобы его не повредить, провода от светильника отключают. Хотя современные мегаомметры, почуяв неладное, резко снижают испытательное напряжение до минимальной величины. Полупроводниковые элементы редко выходят из строя, но испытывать судьбу лишний раз не стоит.

Результаты измерений для бытовой электропроводки должны уложиться в предел 0,5 МОм. Все, что ниже этой планки, подлежит устранению. На самом деле, новые кабельные линии имеют сопротивление изоляции сотни и тысячи мегаом. Значения ниже сотни характерны для старой электропроводки, да еще и порядком изношенной.

Схема подключения прицепа (распиновка розетки фаркопа)

С каждым годом растет число автолюбителей, которые устанавливают фаркоп на свои автомобили. Это связано с тем, что:

  • увеличивается число организаций, оказывающих услуги по прокату прицепов;
  • становятся популярными путешествия с кемперами (прицепами-дачами);
  • растет количество владельцев гидро- и квадроциклов;
  • для транспортировки транспортных средств широко используются лафеты.

Также многие автолюбители устанавливают фаркопы и универсальные электрические соединители (розетки) «на всякий случай», предполагая, что в дальнейшем, возможно, будут пользоваться прицепами.

Рассмотрим схему подключения розетки фаркопа, чтобы потом без особых проблем подключить любое средство на жесткой сцепке.

Виды, распиновка и схемы подключения розетки фаркопа

Применяется несколько типов разъемов для подключения прицепов:

  • cемиконтактные (7 pin) разъемы европейского типа;
  • семиконтактные (7 pin) разъемы американского типа;
  • тринадцатиконтактные разъемы (13 pin);
  • специальные разъемы.

Наиболее широко используемый 7-пиновый разъем европейского типа применяется на большинстве грузовых прицепов легковых автомобилей. Его схема и внешний вид изображены на рисунке:

Особенностью разъема является, что приемная и ответные его части имеют гнезда обоих типов («папа» и «мама»).

Это сделано из соображений безопасного подключения круглого разъема в условиях нулевой видимости. Установить неправильно либо закоротить гнезда при таком расположении практически невозможно.

Каждый из выводов разъема имеет четкое предназначение. В таблице приведены площади минимального сечения проводов, которыми производится подключение к необходимому элементу схемы.

Контакт №2 во многих прицепах может быть не задействован. Он используется для обеспечения постоянного электропитания + 12 на легковых прицепах.

Некоторые автолюбители игнорируют разделение по правому и левому габаритному огню, объединяя их схемотехнически в единый провод. Небольшое «упрощение» электропроводки приводит к нарушению функции «световой паркинг» (при включении поворотного сигнала на стоянке светятся габариты соответствующей стороны). Эта функция используется во время стоянки на обочине.

Схема распиновки 7-контактного американского разъема:

Особенностью разъема является наличие контакта заднего хода и отсутствие разделения по правому и левому ряду габаритных огней.

В некоторых моделях американских автомобилей отсутствует разделение габаритных огней и стоп-сигналов (они идут по одному проводу).

Во многих случаях в комплект разъемов фаркопа уже входят проводники соответствующего цвета и сечения.

Это значительно упрощает процесс электрического подключения.

13-пиновые разъемы используются для подключения легковых прицепов.

Главное отличие этого разъема состоит в том, что имеется несколько контактов для минусовой и плюсовых шин, резервные контакты для подключения дополнительных устройств (например, камеры заднего вида).

Особенностью разъема является и то, что через его контакты могут протекать большие токи, в частности, для питания бытового электрооборудования прицепа-дачи, зарядки дополнительного аккумулятора.

Специальные разъемы иногда применяются для подключения к оборудованию лодки. В этом случае предусмотрены штатные переходники:

Современные прицепы более высокого класса имеет собственное электронное оснащение: системы ABS, ESP, бортовые компьютеры. Их сопряжение с бортовой системой автомобиля также осуществляется специальными разъемами.

Особенности схемотехнического подключения разъема фаркопа в современных автомобилях

В автомобилях до 2000 годов выпуска применялись аналоговые схемы управления задними световыми приборами. Наибольшую трудность при подключении вызывает правильное определение места включения соответствующего проводника.

Эту работу многие автолюбители производили методом «тыка», последовательно подключая контакты разъема прицепа к индикаторной лампе. С появлением цифровых схем управления световыми приборами и другим электрооборудования автомобиля такой метод стал опасен.

Видео — подключение проводки фаркопа на Nissan Note:

Цифровое управление электрооборудованием предполагает, что к световым приборам не идут непосредственно от рулевой «стрекозы», «лягушки», реле и других переключателей толстые проводники на задние габариты, стопы и другие световые приборы. Туда поступают напряжение питания и цифровые сигналы управления.

Простое подключение к проводникам задних фонарей типа «скрутка» здесь неуместно. Даже, если подключиться непосредственно к световым приборам задних фар, которые сейчас в большинстве светодиодные, не факт, что электроника не выдаст сообщение об ошибке и отключит эти световые приборы вообще, так как будет превышен потребляемый ток.

В связи с этим для подключения электроники фаркопа в современных автомобилях используются блоки согласования.

Они комплектуются набором необходимых проводников, схемой подключения. Описание блоков согласования должно содержать список автомобилей, с которыми совместим блок.

В интернете есть схемы самодельных устройств. Если есть желание поэкспериментировать, можно приобрести недорогой радиолюбительский набор:

Схема подключения таких блоков изображена в обобщенном виде. Конкретную трассировку проводов приходится определять самостоятельно.

Видео — схема подключения UniKIT 2 для фаркопа Baltex:

Порядок проведения электромонтажных работ при подключении розетки фаркопа

1. Первый этап работ: определение схемы подключения, необходимости применения блока согласования, выбор типа разъема.

Если на момент установки разъема прицепа, последнего еще нет в наличии, либо вообще не планируется его покупать, предполагается использовать только прокатные средства, рекомендуется установить сразу 13-пиновый универсальный разъем.

Видео — почему 13-пиновая розетка для фаркопа предпочтительна в некоторых случаях:

В этом случае с помощью переходника 13/7 pin без всяких проблем можно подключить обычный грузовой прицеп.

Есть, конечно, и обратный вариант – переходник 7/13, однако часть пользовательских соединений, в том числе для зарядки АКБ, придется проводить вне разъема, что очень неудобно.

Если у вас автомобиль до 2000 года выпуска, возможно, нет необходимости устанавливать блок согласования. В этом случае следует на 25% увеличить номинал предохранителей, обслуживающих поворотники и задние световые приборы.

2. Далее в обязательном порядке необходимо проверить все электрические цепи в разъеме прицепа (если имеется).

Этого можно не делать только в случае использования прокатного прицепа, их проверяет арендодатель, и несет ответственность за работоспособность и безопасность.

Перед тем, как подписать договор аренды прицепа, арендодатель должен проверить ВСЕ функции световых и других приборов связки автомобиль-прицеп. При отсутствии каких-либо сигналов он ОБЯЗАН не выпускать прицеп в рейс.

Наиболее типичные неисправности электрооборудования прицепа:

  • «отгнивание» электропроводки, особенно в зоне соединений, контактов, паек;
  • короткие замыкания в зоне трущихся частей;
  • выход из строя световых ламп;
  • большие токи утечки, связанные с солевым покрытием автодорог и заездом в водоемы (прицепы лодок, особенно на морском побережье).

3. На третьем этапе разрабатывается схема трассировки (какой провод, какого цвета, какого сечения, куда идет, как идет, где соединяется, с чем соединяется, и, наконец, как соединяется).

По-порядку. Если купленный разъем прицепа укомплектован проводниками, нет смысла их заменять. В противном случае следует выбирать проводники в точном соответствии с приведенными выше на рисунках цветами и сечениями.

Наиболее трудно определить путь прохождения проводов от разъема внутрь багажного отделения таким образом, чтобы он был незаметен, проводники не могли повредиться при эксплуатации и вызвать короткое замыкание, не нарушилась герметичность салона. В большинстве случаев производители предусматривают штатное отверстие.

Соединения можно (и лучше) произвести с помощью стандартного метода: снятие изоляции + скрутка + пайка + термоусадка. Все соединения необходимо производить как минимум при выключенном зажигании. Есть вариант соединения с помощью специальных клипс.

Такие соединения не обеспечивают больших токов, не так долговечны, но в некоторых случаях их можно применить при использовании грузовых прицепов.

Для дальнейших действий необходим минимальный набор инструмента и комплектующих:

  • набор слесарного инструмента для демонтажа-монтажа элементов салона в процессе укладки кабелей;
  • набор электромонтажного инструмента, при необходимости паяльник, припой, флюс;
  • провода, электромонтажные клипсы, саморезы, кембрики, термоусадка, изолента, хомуты;
  • мультиметр;
  • контрольная лампа;
  • зеркало (при установке в одиночку).

4. Подключение. На этом этапе необходимо быть максимально внимательным, лучше вначале подписать каждое соединение, только затем произвести электромонтаж.

Электрические соединения вне салона автомобиля необходимо «одевать» в термоусадку (кембрик, уменьшающий размеры при нагревании промышленным феном, можно зажигалкой).

Опытные электрики перед изоляцией смазывают контакты солидолом или литолом, ограничивая попадание воды в место контакта. Такую солидолоизоляцию нужно провести на контактах разъема прицепа, в самом прицепе, особенно эксплуатируемым в зимнее время, в прицепах для речного и морского транспорта.

5. Проверка. На этом этапе с помощью мультиметра определяют отсутствие коротких замыканий, прозванивают электрические связи. Лишь после этого можно включить зажигание и произвести тестирование всех функций.

Если бортовой компьютер выдает сведения об ошибках в работе электрооборудования, скорее всего, применение блока согласования при подключении прицепа для вашего автомобиля является обязательным.

Советы

Общие рекомендации при эксплуатации электрооборудования прицепа:

  • избегайте перегрузок в сети, особенно при пользовании бытовыми приборами легковых прицепов, это может вызвать возгорание;
  • проверяйте электрооборудование прицепа перед каждым выездом, хотя бы внешне;
  • перед каждым сезоном проверяйте качество электрических соединений вне салона автомобиля и прицепа, производите защиту контактных зон и разъемов солидолом и другими средствами;
  • не допускайте болтающихся проводов, обязательно крепите их к элементам конструкции пластмассовыми хомутами,
  • по возможности, переоборудуйте ваш прицеп на влагонепроницаемые светодиодные приборы.

Читайте статью про датчик массового расхода воздуха, признаки неисправности и как его проверить на работоспособность.

Какое сопротивление должно быть у исправной катушки зажигания.

Видео — установка фаркопа на LADA Granta и распиновка розетки:

Может заинтересовать:

По опыту могу сказать, что монтаж розетки все таки лучше производить с помощью специальных электротехнических клемников, а не скруткой и изолентой. Во-первых эстетически более культурно все выглядит, во-вторых при длительной эксплуатации изолента со временем начинает разматываться, а скрутка проводов ослабевает. Как результат — место скрутки начинает искрить, терять контакт и габариты с тормозами начинают моргать, а то и вовсе гаснуть. И еще стоит следить за тем, что бы при поездке без прицепа розетка была закрыта заглушкой, иначе туда забивается грязь, влага и песок. Особенно в осенне-весенний период, иначе придется потратить несколько часов выкавыривая все это острой отверткой.

Возник вопрос: насколько сильно подключение прицепа к розетке фаркопа будет нагружать генератор?

Олег,
лампы габаритов и поворотников прицепа большой нагрузки на генератор не создают — все в пределах допустимых норм.

Вообще такие соединения через розетку фаркопа должны служить достаточно долго. Больших токов там не протекает, самый большой потребитель — это две лампы тормозов по 21 Ватту каждая. Габариты и поворотники совсем мало потребляют. По этому такие розетки нужно защищать в первую очередь от внешней среды, ржавеют и окисляются они очень быстро. А вообще, хорошо, что существуют разные переходники под разные стандарты розеток, не нужно химичить с подключением. Но если применяются провода, то лучше использовать отечественную проводку из меди, потому что китайские никуда не годятся, тонкие и часто рвутся при перегибах.

Покупал разъемы для подключения прицепа к своему Форд Фокусу, сам фаркоп был установлен ранее. В магазине проверил плотность контактов разъемов, подобрал те, которые наиболее плотно входили. Пришлось потратиться на паяльник и аксессуары, провода, термоусадку и т.д. Вдвоем потратили на установку и подсоединение чуть более 4 часов, но делали аккуратно, не торопясь. Результат того стоил, зато сейчас все нормально работает в течение года, прицепом пользуюсь достаточно часто.

При подключении фаркопа мы можем столкнуться с двумя видами розеток – 7 и 13-ти контактные. В России авто оснащены 7-ми контактными, европейские машины больше на 13-ти контактах. Дополнительные контакты позволяют использовать противотуманки, дома-прицепы.
Есть два метода подключения. Первый стандартный, когда и у машины и у прицепа разъемы позволяющие выполнить соединение. В этом случае можно даже не знать схему подключения прицепа, здесь просто совмещаем розетку с гнездом. Этот способ позволяет соединить провода, не прибегая к разветвителям. Т.е. работа будет сводиться к соединению проводов, идущих с разъемов, к задней светотехнике
Однако чаще всего приходится делать соединение универсальным способом, это касается авто имеющих сложную электронику. В таких машинах электроника постоянно проверяет состояние задней оптики и если электропотребление выше нормы, то поступит сигнал ошибки. Поэтому на сервисных центрах ставят устройства называемые «блок согласования». После его установки блок управления автомобиля уже не сможет распознать устройство, из-за чего владелец сможет легко выполнить подключение фаркопа.
Подключение электрики на современных авто довольно сложная процедура, поэтому не следует недооценивать ее важность.

Некоторые умельцы в целях экономии предпочитают обойтись подручными средствами. Совершенно неправильный подход. Лучше потратиться и приобрести специально разработанные для этой цели разъемы (розетки). И прослужат дольше, и безопасность выше.

Устанавил на Фрилендер 2 оригинальную проводку фаркопа, вчера хотел купить прицеп, а при его подключении все лампочки горят хаотично, указатель поворота мигает тормозной лампой, и т.д

Артём, в зеркало посмотрись. Что ты там видишь? Правильно, где у тебя левая сторона в зеркале она справа. Врубился?

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о