Потянуло холодом



Презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме:
презентация по теме «Односоставные предложения»

Презентация по теме «Односоставные предложения» дает полное представление по теории. Материал подается блоком, предазначен для работыс учащимися 8 классов при изучении темы «Одосоставные предложения». Составлен на основе теоретического материала, изложенного в учебнике С. И. Львовой. Может пригодиться при повторении темы «Синтаксис» в 9,11 классах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды односоставных предложений.

Односоставные предложения С главным членом – сказуемым С главным членом – подлежащим Определённо-личные Неоперелённо-личные Обобщенно-личные Назывные Безличные

По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным подлежащим. Сравните: Вечереет. Вечер. Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными . Например: Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым: Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Обобщенно-личные Безличные предложения

Предложения определённо-личные. сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы )

1 ) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море. 3) Не из Москвы ли будешь? 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем. Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные. Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени в форме множественного числа прошедшего времени Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные . имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом, например: 1) Цыплят по осени считают 2) Бездонную бочку водой не наполнишь 3) К аких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Уже совсем стемнело. 2) Скоро светать будет. 3) На дворе было тихо. Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное 1) Безличным глаголом 2) Безличной формой личного глагола прошедшее время средний род 3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет 4) Неопределённой формой глагола Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.) Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки. Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное ГЛАГОЛЬНОЕ Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола ИМЕННОЕ Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) 1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось. 1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных, например : 1) На улице холодно. 2) Мне холодно. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее . Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Лес. Просека. 2) Весна! С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку , например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

2. Укажите односоставные предложения. а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. б) Кругом все молчало. в) Встречайте трепетную весну, люди земли. г) Синее бездонное небо. д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное. 1. После драки кулаками не машут. 2. Ярмарка. Крещенский мороз. 3. От пруда потянуло холодом. 4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. 5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.]. а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

1.Стоном горю не поможешь. 2.Горит восток зарёю новой. 3.Зал украсили цветами. 4.Работаем не покладая рук. 5.Поёт зима, аукает. 6.Положи книгу на полку. 7.Вечерами нам рассказывают сказки. 8.Нет предела совершенству. 9.Утренняя свежесть. 10.С вечера всё спится. 11.Опять зима. 12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Домашнее задание выучить теорию — параграфы 25-30 по учебнику Львовой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации рассматривается теоретический материал о сложносочинённом предложении: какое предложение является сложносочинённым,разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненног.

Разработка урока предназначена для 2-го класса (УМК «Школа России».

Урок с презентацией по теме «Сложносочинённые предложения с разделительными союзами» (9 класс) Тип урока: изучение нового материала Цели урока: — повторить теоретический материал.

Презентация по русскому языку по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Данная работа поможет при повторении темы «Виды предложений по цели высказывания и интонации». Предназначена для учащихся 5 класса.

Данная презентация поможет провести урок в 5 классе по обобщению материала, связанного с разборм простого предложения. Презентация содержит занимательный материал, разнообразные задания, тест.

Цель урока: Учить находить предложение среди группы предложений по основным признакам. Задачи урока: 1. Формировать умение отличать предложение среди группы предложений. 2. Соверше.

Материал по русскому языку (3 класс) на тему:
Тексты для списывания 3 класс 2 четверть

Тексты для списывания 3 класс 2 четверть

Скачать:

Предварительный просмотр:

3 класс (II четверть).

Михаил Михайлович Пришвин.

Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзе. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.

Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена. (48 слов)

Стоял тёплый сентябрьский день. Странный шум доносился из молодого ельника. Мы осторожно раздвинули ёлочки. На земле сидел крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимал к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атаковали пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул могучими крыльями и полетел в чащу. В когтях он держал соты. (52 слова)

Луковица с радостью.

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость.

Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно.

И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему. (102 слова)

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей. (63 слова)

Было ясное морозное утро. Окна покрылись густым слоем снежных листьев и цветов. В комнату внесли большую елку. От елки потянуло холодком. Но вот веточки ее оттаяли, распушились. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать елку. На лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные бумажные цепи. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. На самой верхушке елки мальчики Кирилл и Геннадий укрепили звезду. Елка ожила, засветилась огнями. (65 слов)

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о